На заводе на автомобили Hyundai Solaris устанавливают необслуживаемую аккумуляторную батарею, изготовленную с использованием кальция, номинальным напряжением 12 В, емкостью 60 А·ч.
Элементы батареи расположены в полипропиленовом моноблоке и закрыты общей крышкой, неразделимо соединенной с моноблоком.
Конструкция аккумулятора: 1 – общая крышка, 2 – клемма “+”, 3 – поплавок индикатора плотности, 4 – перегородки элементов, 5 – моноблок (корпус), 6 – индикатор плотности электролита, 7 – клемма “-“, 8 – элемент акуумуляторной батареи
В крышке батареи нет пробок, так как доливка дистиллированной воды не требуется.
Два вентиляционных отверстия обеспечивают выход наружу небольшого количества газа, образующегося в батарее.
Современный автомобиль насыщен различными потребителями электроэнергии, электронными устройствами, начиная с аудиосистемы и заканчивая блоками электронных систем управления двигателем, коробкой передач, антиблокировочной системой тормозов, подушками безопасности и т.д.
В сырое межсезонье, а особенно зимой, вся автомобильная электрика и электроника, и в первую очередь автомобильная аккумуляторная батарея, держат экзамен на выносливость.
Как показывает практика, если начались проблемы с пуском двигателя в холодное время года и для их решения постоянно приходится подзаряжать аккумуляторную батарею при условии, что генератор исправен и натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов соответствует норме, а срок эксплуатации аккумуляторной батареи превышает 3 года, вполне разумно встает вопрос о покупке новой аккумуляторной батареи.
Современные аккумуляторные батареи бывают, как правило, двух видов:
Выбирать для своего автомобиля, учитывая рекомендации завода-изготовителя, целесообразно необслуживаемую аккумуляторную батарею из широкого спектра автомобильных аккумуляторов различных производителей, представленных на рынке автомобильных запчастей.
Необходимо помнить, что при низкой температуре из-за увеличения вязкости моторного масла и ухудшения условий воспламенения топлива мощность, потребляемая стартером при пуске двигателя, возрастает в два-три раза.
Время пуска холодного двигателя в сравнении с прогретым в некоторых случаях увеличивается в 10–20 раз.
Таким образом, зимой при низкой температуре воздуха предъявляются повышенные требования к стартерным характеристикам аккумуляторной батареи, т.е. к ее способности в течение короткого времени (10 с по ГОСТу) выдать требуемый ток, необходимый для работы стартера с номинальными оборотами его якоря в холодное время года (–18 °С по ГОСТу).
Зависимость емкости аккумулятора от температуры электролита
В таблице 1 представлена зависимость емкости аккумуляторной батареи от температуры электролита.
Емкость аккумуляторной батареи показана в процентах от той емкости, которую аккумуляторная батарея способна выдать при 25 °С.
Завод-изготовитель устанавливает на автомобиль свинцово-кислотную аккумуляторную батарею номинальным напряжением 12 В, емкостью 60 А·ч.
Принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов основан на электрохимических реакциях свинца и диоксида свинца в сернокислотной среде.
Во время разряда происходит восстановление диоксида свинца на катоде и окисление свинца на аноде.
При заряде протекают обратные реакции, к которым в конце заряда добавляется реакция электролиза воды, сопровождающаяся выделением кислорода на положительном электроде и водорода – на отрицательном.
Элемент свинцово-кислотного аккумулятора состоит из положительных и отрицательных электродов, сепараторов (разделительных решеток) и электролита.
Положительные электроды представляют собой свинцовую решетку, в которой активным веществом является перекись свинца (PbO2).
Отрицательные электроды также представляют собой свинцовую решетку с губчатым свинцом в качестве активного вещества.
На практике в свинец решеток добавляют 1–2 % сурьмы для повышения механической прочности.
В настоящее время в качестве легирующего компонента используются соли кальция в обеих пластинах или только в положительных (гибридная технология).
Электроды погружены в электролит, состоящий из водного раствора серной кислоты (H2SO4).
Наибольшая проводимость этого раствора при комнатной температуре (что означает наименьшее внутреннее сопротивление и наименьшие внутренние потери) достигается при его плотности 1,26 г/см3.
На практике в районах с холодным климатом применяются и более высокие концентрации серной кислоты – до 1,29–1,31 г/см3.
Это делается потому, что при разряде свинцово-кислотного аккумулятора плотность электролита падает и температура его замерзания становится выше, разряженный аккумулятор может не выдержать холода.
В новых конструкциях аккумуляторных батарей свинцовые пластины (решетки) заменяют вспененным карбоном, покрытым тонкой свинцовой пленкой, а жидкий электролит желируют силикагелем до пастообразного состояния.
Используя меньшее количество свинца и распределив его по большой площади, батарею делают не только более компактной и легкой, но и значительно более эффективной: помимо большего КПД, заряжается она значительно быстрее аккумуляторов предыдущих поколений.
Элементы батареи расположены в полипропиленовом моноблоке (корпусе) и закрыты общей крышкой, неразделимо соединенной с моноблоком.
Два вентиляционных отверстия по бокам батареи в верхней части обеспечивают выход наружу небольшого количества газа, образующегося в ней.
В крышку батареи может быть вмонтирован индикатор 6 плотности электролита, показания которого учитывают температуру батареи. Возможны три варианта показаний индикатора:
Вместо штатной необслуживаемой батареи можно установить любую аналогичную по емкости и монтажным размерам батарею других производителей.
В этом случае используйте и обслуживайте батарею в соответствии с приложенной к ней инструкцией.
Снятие и установка аккумулятора
Ослабляем затяжку гайки стяжного болта наконечника
Отсоединяем провод от минусовой клеммы аккумулятора
Сжимаем фиксаторы защитной крышки
И отсоединяем провод от плюсовой клеммы аккумулятора
Выкручиваем болт крепления прижимной планки
Вынимаем из моторного отсека аккумулятор
Установите аккумуляторную батарею в порядке, обратном снятию.
Присоедините провода в порядке, обратном снятию, соблюдая полярность.
После присоединения проводов к клеммам нанесите на наконечники проводов и открытые поверхности клемм тонкий слой медесодержащей токопроводящей смазки.
Как хранить аккумулятор
Свинцово-кислотную аккумуляторную батарею необходимо хранить только в заряженном состоянии.
При температуре ниже –20 °C зарядку батареи надо проводить один раз в год в течение 48 ч постоянным напряжением 2,275 В на одну банку аккумуляторной батареи, а при комнатной температуре – один раз в 8 месяцев в течение 6–12 ч постоянным напряжением 2,35 В на одну банку.
Хранение батареи при температуре выше 30 °C не рекомендуется.
Слой грязи и накипи на поверхности батареи становится проводником для тока от одного контакта к другому и приводит к саморазряду батареи, после чего начинается преждевременная сульфатация пластин.
Вот почему поверхность крышки аккумуляторной батареи необходимо поддерживать в чистоте (мыть перед хранением).
Хранение свинцово-кислотных аккумуляторных батарей в разряженном состоянии приводит к быстрой потере их работоспособности.
При длительном хранении батареи и разряде ее большими токами (в стартерном режиме) или при уменьшении емкости нужно проводить контрольно-тренировочные («лечебные») циклы, то есть разряд-заряд токами номинального значения.
Проверка заряженности аккумулятора
Если в процессе эксплуатации появились затруднения с пуском двигателя, проверьте степень заряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита или напряжению на ее клеммах в ненагруженном состоянии.
Для проверки плотности электролита пользуйтесь ареометром или имеющимся в продаже поплавковым индикатором плотности электролита.
Напряжение на клеммах батареи можно измерить любым вольтметром постоянного тока с пределом измерения 20 В (подобный вольтметр входит в состав всех имеющихся в продаже автотестеров).
Если степень заряженности батареи 75% или ниже, необходимо снять батарею с автомобиля и зарядить с помощью зарядного устройства.
Зарядка аккумулятора
Снятую с автомобиля аккумуляторную батарею аккуратно очистите, особенно ее верхнюю часть, проверьте уровень электролита и доведите его до нормы (если на автомобиле установлена обслуживаемая аккумуляторная батарея).
Если аккумуляторная батарея разрядилась в короткий промежуток времени (например, по причине оставленных включенными фар или ламп освещения салона автомобиля, неиспользовавшегося какое-то время), необходимо медленно зарядить батарею (малым током) в течение 10 ч.
Если аккумуляторная батарея постепенно разрядилась по причине высокой электрической нагрузки в процессе использования автомобиля, подзарядите ее током 20–30 А в течение двух часов.
Обслуживаемую батарею заряжают током, составляющим 10% номинального значения емкости батареи, при вывернутых пробках.
Зарядку проводят до начала обильного газовыделения и достижения постоянства напряжения и плотности электролита в течение 3 ч.
Плотность электролита заряженной батареи при 25 °С должна соответствовать данным таблицы для каждого климатического района.
При зарядке батареи периодически проверяйте температуру электролита и не допускайте ее повышения более +40 °С.
Когда температура достигнет +40 °С, следует наполовину уменьшить зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до +27 °С.
Зарядку прекращают, когда начинается обильное выделение газа во всех элементах батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних трех замеров (проводят через 1 ч после отключения батареи) будут оставаться постоянными.
Если в конце зарядки плотность электролита (определенная с учетом температурной поправки) отличается от указанного в таблице значения, откорректируйте ее.
При повышенной плотности отберите часть электролита и долейте дистиллированную воду.
Если плотность электролита ниже нормы, то отберите его из элемента и долейте электролит повышенной плотности (1,4 г/см3).
После корректировки плотности электролита продолжайте зарядку батареи еще 30 мин для перемешивания электролита.
Затем отключите батарею и через 30 мин измерьте уровень электролита во всех элементах.
Если уровень электролита окажется ниже нормы, долейте электролит, плотность которого соответствует данному климатическому району.
Если уровень электролита выше нормы, отберите излишний электролит резиновой грушей
Владельцы Hyundai Solaris нередко жалуются на слишком быструю разрядку аккумулятора автомобиля. В лучшем случае эта проблема приводит к необходимости постоянно подзаряжать батарею, а в худшем – невозможность открыть автомобиль, если АКБ полностью разрядится во время стоянки. Разберемся, в чем причина быстрой потери заряда аккумуляторов Хёндай Солярис.
Почему садится аккумулятор на Хёндай Солярис
Существует несколько причин, из-за которых двигатель Солярис может не получать достаточное количество энергии.
Датчик тока
С 2017 года на Hyundai Solaris устанавливают реле на одну из клемм. Именно с этим реле чаще всего связана проблема быстрой потери заряда. При выходе из строя реле блокирует подачу тока и батарея не может зарядиться от генератора. Если снять этот датчик, проблема чаще всего пропадает.
Окисление клемм
Вторая по популярности причина недостаточной подачи энергии на двигатель – это образование налета на клеммах аккумулятора. Налет может иметь белый или зеленоватый оттенок. Чтобы очистить клеммы, необходимо выключить зажигание, а затем использовать металлическую щетку для очистки. После этого клеммы рекомендуется обработать контактной смазкой. Она защитит от образования нового налета и улучшит контакт между клеммами и проводами, поэтому аккумулятор сможет передавать достаточное количество энергии на двигатель.
Истёрлись щетки генератора
Генератор, который подзаряжает АКБ во время поездки, состоит из ротора и статора. Внутри него установлены щетки, передающие контакт от ротора на статор. По мере эксплуатации они постоянно подвергаются трению, поэтому со временем могут выйти из строя. Проблему может выявить только специалист во время диагностики. В этом случае замена решеток обеспечит стабильную подачу энергии и эффективную подзарядку аккумулятора.
Замыкание обмотки генератора
Еще один важный элемент генератора автомобиля – это обмотка. Она сделана из меди и покрыта специальным изолирующим лаком. Со временем лак может начать разлагаться, в результате чего возникает межвитковое замыкание. Проблему также может выявить только мастер во время диагностики. В таком случае генератор приходится заменять полностью.
Выработка диодного моста
Если аккумулятор на Хёндай Солярис быстро теряет заряд, но лампочка на приборной панели не загорается, причиной скорее всего является выход из строя диодного моста. Такую проблему можно заметить также по нехарактерным звукам из-под капота, напоминающим скрежет подшипников. Замена диодного моста восстановит работоспособность электрики автомобиля.
Выход из строя блока предохранителей
В блоке предохранителей находится плата и ряд клемм. Если в результате ДТП блок разгерметизировался, на нем могут начаться коррозионные процессы. При такой поломке менять придется не только сам блок, но и часть электропроводки в автомобиле. Ездить на машине со сломанным блоком предохранителе категорически запрещается.
Короткое замыкание в системе
В Hyundai Solaris достаточно много электронного оборудования и электропроводки. На любом ее участке может возникнут короткое замыкание из-за нарушения изоляции. Но выявить проблему, точно определить место поломки и устранить ее сможет только опытный мастер.
Большинство проблем, вызывающих разрядку аккумулятора, устранить может только специалист. Поэтому, если АКБ быстро теряет заряд, клеммы чистые, а сама батарея не имеет повреждений, лучше обратиться к специалисту и провести полную диагностику. В противном случае даже замена на новый аккумулятор может оказаться бесполезной.
Многие владельцы автомобилей Хендай Солярис, которые уже проехали более 200 тыс. км, знакомы с неприятной ситуацией, когда на приборной панели загорается или мигает значок аккумулятора. В таких моментах не стоит расслабляться, ведь отключение электропитания на дороге может привести к чрезвычайным ситуациям. Чтобы этого избежать, необходимо как можно быстрее решить проблему и убедиться в исправности своего автомобиля. Если же вы уже столкнулись с подобной ситуацией, то наша статья поможет вам ее решить. Здесь вы найдете все необходимые рекомендации и советы по данной проблеме.
Возможные признаки активации лампочки аккумулятора
Каждый автомобиль имеет систему самодиагностики, которая контролирует напряжение в бортовой сети. Она представлена индикатором на панели приборов, который может свидетельствовать о возникновении проблемы с питанием в авто. Если этот индикатор горит, следует обратить внимание на несколько признаков, которые могут указывать на существующую проблему:
Постоянное горение индикатора на приборной панели Хендай Солярис
Моргание индикатора заряда аккумуляторной батареи на табло
Горение символа источника питания в пол-накала
Свет индикатора на холостых и его потухание при оборотах двигателя свыше 3000 оборотов в минуту
Важно понимать, что значок аккумулятора на Хендай Солярис, как и на любом другом автомобиле, не указывает только на уровень заряда батареи. Этот индикатор также служит индикатором наличия напряжения в бортовой сети на электрооборудовании автомобиля в тот момент, когда это необходимо. Если вы привыкли называть этот индикатор лампой зарядки, то это также корректно, но не совсем точно.
Возможные причины активации индикатора АКБ
Признаков неисправности напряжения бортовой сети от генератора достаточно много, и причин их возникновения также предостаточно. Давайте рассмотрим основные из них.
Во-первых, повышенная нагрузка на бортовую сеть может привести к проблемам. Каждое дополнительное устройство, которое подключено к сети, потребляет дополнительную энергию. Например, если вы подключите мощный сабвуфер к Хендай Солярис без преобразователя и компенсатора, то при его включении обязательно загорится значок аккумулятора на панели. Если вы собираетесь устанавливать какое-то дополнительное устройство, которое потребляет много энергии, рассчитайте мощность генерирующего блока. Возможно, лучше использовать дополнительную батарею, чтобы не перегружать основную.
Во-вторых, обрыв цепей питания также может привести к проблемам. После поворота ключа зажигания питание подается на генератор Хендай Солярис. После заводки, генератор начинает подавать электричество на все устройства в бортовой сети, поддерживая ее дополнительным потенциалом. Для этого к генератору подключены толстый плюс и масса по гибким проводам. Однако при работе двигателя происходит вибрация, что может привести к обрыву проводов и возникновению ненадежного контакта. В этом случае дополнительное напряжение не поступает на панель, и индикатор горит постоянно. Это может привести к нестабильной работе двигателя, поскольку для свечей зажигания требуется стабильное питание.
В-третьих, когда на машине зажигается значок аккумулятора или даже чек, водитель может столкнуться с проблемами генератора. Он играет ключевую роль в работе всего оборудования, обеспечивая необходимое напряжение для зажигания свечей и освещения салона. Несмотря на свою важность, у генератора могут возникнуть поломки по разным причинам.
Одна из возможных поломок – износ щеток, что, как правило, происходит на пробеге свыше 200 тыс. км. На Hyundai Solaris щетки меняются вместе с регулятором, поэтому необходимо заменить их вместе. В этом случае нужно заказать регулятор вместе с щетками, так как щетки не снимаются отдельно.
Еще одна возможная поломка – износ токосъемных колец. В генераторе есть ротор с обмоткой, через которую проходит токосъем через специальные кольца и щетки. Постепенно они изнашиваются, что приводит к обрыву цепи. При низких оборотах ЭДС становится недостаточной, поэтому приходится увеличивать скорость вращения двигателя, надавливая на газ.
Третья возможная поломка – обрыв в выпрямительном мосте. В генераторе имеется шесть диодов двух номиналов мощности, соединенных особым образом. Обрыв одного из них приводит к недостатку питания.
Если машина уже проехала более 200 тыс. км, то рекомендуется выполнить капитальный ремонт генератора. В этом случае также заменят изношенные подшипники и произведут профилактическую чистку от накопившейся грязи.
– необслуживаемые в течение всего срока службы;
– малообслуживаемые, требующие доливки дистиллированной воды один-два раза в год.
Зависимость емкости аккумулятора от температуры электролита
В таблице представлена зависимость емкости аккумуляторной батареи от температуры электролита. Емкость аккумуляторной батареи показана в процентах от той емкости, которую аккумуляторная батарея способна выдать при 25 °С.
Во время разряда происходит восстановление диоксида свинца на катоде и окисление свинца на аноде. При заряде протекают обратные реакции, к которым в конце заряда добавляется реакция электролиза воды, сопровождающаяся выделением кислорода на положительном электроде и водорода – на отрицательном.
Электроды погружены в электролит, состоящий из водного раствора серной кислоты (H2SO4). Наибольшая проводимость этого раствора при комнатной температуре (что означает наименьшее внутреннее сопротивление и наименьшие внутренние потери) достигается при его плотности 1,26 г/см 3 .
На практике в районах с холодным климатом применяются и более высокие концентрации серной кислоты – до 1,29–1,31 г/см 3 . Это делается потому, что при разряде свинцово-кислотного аккумулятора плотность электролита падает и температура его замерзания становится выше, разряженный аккумулятор может не выдержать холода.
– зеленая точка – батарея заряжена;
– темный индикатор без зеленой точки – батарея частично разряжена, пуск двигателя затруднен или невозможен;
– прозрачный или светло-желтый индикатор – чрезмерное понижение уровня электролита вследствие длительного перезаряда аккумуляторной батареи или ее естественного износа.
Вместо штатной необслуживаемой батареи можно установить любую аналогичную по емкости и монтажным размерам батарею других производителей. В этом случае используйте и обслуживайте батарею в соответствии с приложенной к ней инструкцией.
Установите аккумуляторную батарею в порядке, обратном снятию. Присоедините провода в порядке, обратном снятию, соблюдая полярность.
Чтобы была осуществлена зарядка аккумулятора на Хендай, следует иметь в наличии выпрямитель постоянного тока, который будет иметь автоматическую или ручную регулировку. Но первоначальный этап включает производство открытия имеющихся газовых каналов. Для этого выворачиваются пробки, а также снимается крышка банки.
Правильная зарядка аккумулятора на Хендай выполняется при соблюдении трех факторов:
Меры предосторожности
Осторожным нужно быть в том случае, когда аккумулятор потерял заряд более ¼. Уровень тока первоначального этапа может резко подскочить, что приведет к сгоранию определенного количества пластин. Чтобы этого избежать, следует выполнить регулировку номинала примерно ан 1/10 от максимальной емкости. Во многом здесь сыграет роль маркировка на самом устройстве от производителя. Если оно установлено 55А/ч, границей по подаче напряжение станет уровень в 5,5 А.
Просто будет определить момент, когда зарядка аккумулятора на Хендай выполнена. На всем протяжении процесса увеличивается напряжение, и снижается уровень тока. Если не происходит никаких изменений на протяжении примерно двух часов, он готов к использованию и установке в автомобиль. Надо помнить о том, что слишком большой уровень тока на протяжении суток приводит к закипанию электролита. Это в свою очередь приведет к замыканию пластин и выходу из строя АКБ. Так что придется тратить средства на покупку нового.
Могут быть случаи, что разные банки содержат в себе электролит отличной плотности. Выравнивание производиться посредством подачи незначительного уровня тока. Но и процесс зарядки отнимет по времени до двух суток. Выручит данный метод и при полной разрядке АКБ, что происходит при длительной попытке завести транспортное средство. Не откладываются дела на потом, чтобы пластины не сульфатизировались.
Во избежание вскипания электролита и отсутствия возможности доливки воды, используется автоматическая настройка напряжения. Иначе можно воспользоваться дистиллированной водой, которую добавляют до нормы. Здесь электролита ни в коем случае добавлять нельзя.
Аккумулятор зимой
Зимой и при холодах следует проверять работоспособность самого аккумулятора. Батарее в таком случае будет использоваться с меньшими потерями. Также проверяется и вся система, отвечающая за запуск двигателя. Не лишним будет относить при отсутствии эксплуатации авто в теплое место. Если же нет такой возможности, снимается клемма с него. При разряженном аккумулятора и оставлении его на улице велика вероятность замерзания электролита в местах маленькой плотности. В такой ситуации его следует зарядить и оставить на некоторое время при тепле.
Вывести из строя АКБ может опрокидывание. При сливе электролита может происходить замыкание пластин. Если такой произошло, вытирается полностью весь корпус до эксплуатации.
Наглядно и доходчиво как правильно заряжать аккумулятор показано на это видео.
Если аккумуляторная батарея разрядилась в короткий промежуток времени (например, по причине оставленных включенными фар или ламп освещения салона автомобиля, не использовавшегося какое-то время), необходимо медленно зарядить батарею (малым током) в течение 10 ч.
Обслуживаемую батарею заряжают током, составляющим 10% номинального значения емкости батареи, при вывернутых пробках. Зарядку проводят до начала обильного газовыделения и достижения постоянства напряжения и плотности электролита в течение 3 ч. Плотность электролита заряженной батареи при 25 °С должна соответствовать данным табл. 1 для каждого климатического района.
При зарядке батареи периодически проверяйте температуру электролита и не допускайте ее повышения более +40 °С. Когда температура достигнет +40 °С, следует наполовину уменьшить зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до +27 °С.
Если в конце зарядки плотность электролита (определенная с учетом температурной поправки) отличается от указанного в табл. 1 значения, откорректируйте ее.
При повышенной плотности отберите часть электролита и долейте дистиллированную воду. Если плотность электролита ниже нормы, то отберите его из элемента и долейте электролит повышенной плотности (1,4 г/см 3 ). После корректировки плотности электролита продолжайте зарядку батареи еще 30 мин для перемешивания электролита.
Затем отключите батарею и через 30 мин измерьте уровень электролита во всех элементах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, долейте электролит, плотность которого соответствует данному климатическому району (см. табл. 1).
Если уровень электролита выше нормы, отберите излишний электролит резиновой грушей.
Мы ревностно следим и быстро реагируем на загорание лампочки Check Engine. Загорание или мигание другого индикатора, лампы заряда аккумуляторной батареи, часто остаётся незамеченным. Возможно, потому, что мы привыкли видеть эту пиктограмму при включении зажигания. В норме она после пуска мотора должна потухнуть. Если этого не произошло, отправляться в дорогу не стоит: ваш аккумулятор, потративший много энергии на прокрутку стартера, восполнить её не сможет.
Как узнать, почему загорелась лампочка аккумулятора на Хендай Солярис
Причин отсутствия напряжения на клеммах батареи при работающем силовом агрегате может быть множество. Некоторые из них диагностируются достаточно просто, без необходимости использования инструментов, другие требуют проведения многократных измерений.
Обычно проверку начинают с ремня. Если он просел, то в результате проскальзывания зарядка на холостых оборотах может не происходить, ведь для того, чтобы генератор начал отдавать ток батарее, скорость вращения коленвала должна составлять не менее 1500 об/минуту. Обычно в таких случаях лампочка-индикатор начинает мигать на малых оборотах или просто гореть.
Но даже если ремень в порядке, грешить именно на генератор рано – существует немало других участков электрической цепи, неисправность которых может привести к отсутствию заряда батареи.
Хорошим симптомом проблем в работе генератора является уменьшение интенсивности свечения всех индикаторов на приборной панели, но поскольку электрическая цепь между АКБ и генератором своя, следует рассмотреть все возможные причины.
Многие автомобилисты со стажем при загорании значка отсутствия зарядки аккумулятора на Хёндай Солярис используют для локализации неисправности проверенный дедовский способ. На работающем силовом агрегате сбрасывают одну клемму батареи и смотрят на реакцию двигателя. Если он продолжает работать, не заметив отсутствия контакта с АКБ, значит, с генератором всё в порядке. Однако этот метод применим только на автомобилях с системой питания карбюраторного типа. В большинстве современных авто используются инжекторные двигатели, и такие эксперименты могут закончиться плачевно – выходом из строя электроники, управляющей работой силового блока.
Самым универсальным и известным способом проверки является измерение напряжения на клеммных выводах батареи при работающем двигателе. В норме оно не должно выходить за пределы интервала 14.3–14.8 В. При меньших значениях можно сделать вывод, что аккумулятор действительно не принимает заряд, а значит, рано или поздно вы столкнётесь с невозможностью пуска мотора. Так что необходимо искать причину неисправности.
Почему на Hyundai Solaris мигает лампочка заряда АКБ
Мы уже упоминали несколько типовых неисправностей приводящих к нарушению процесса зарядки батареи. В моделях последних поколений работу генератора контролирует блок управления двигателем. Обычно его связывает с генератором один, реже два провода. В некоторых случаях этот участок цепи, связывающий ECU с клеммой генератора, исполнен на CAN-шине. Встречаются также модели, на которых присутствует датчик тока – обычно его цепляют непосредственно на положительной клемме АКБ.
Задача датчика – измерение суммарного тока, потребляемого электрооборудованием автомобиля, он же сообщает блоку управлению информацию, используемую для регулирования мощности, выдаваемой генератором. Если вы убеждены, что сам генератор исправен, но на приборной панели Соляриса моргает лампа зарядки АКБ, стоит убедиться в работоспособности регулятора напряжения. Точнее всего это можно определить с помощью диагностического сканера. Если ECU исправно, проверьте надёжность контактов на этом участке. Если они окислились, нужно их прочистить с помощью мелкозернистой шкурки.
Кстати, отсутствие зарядки АКБ может быть вызвано банальным перегоранием предохранителя. Правда, сам по себе он перегорает редко, обычно – в результате резких скачков напряжения. Например, при прикуривании автомобиля от донорского аккумулятора. Или при проблемах с регулятором напряжения, после включения любого мощного потребителя электроэнергии. Так что предохранитель следует проверить в первую очередь.
Причины неисправности, зависящие от генератора
И всё же большая часть проблем, возникающих при отсутствии зарядки аккумуляторной батареи, происходит именно от генератора. Значок аккумулятора на Солярис может постоянно гореть при значительном износе щёток (при остаточной длине менее 5 мм), в результате перегорания диодного моста или реле-регулятора, при закорачивании или обрыве обмоток статора, при износе контактных колец коллектора.
Наиболее вероятный сценарий – износ графитовых щёток. Это естественный процесс, происходящий в результате трения контактной пары щётки – токосъёмные кольца. Чем больше пробег автомобиля, тем вероятнее именно такой исход. Впрочем, замена щёток – ремонт в финансовом плане необременительный, к тому же его в состоянии выполнить большинство автовладельцев с «прямыми» руками.
Поломка реле-регулятора, отвечающего за распределение заряда, вырабатываемого генератором – вторая по распространённости неисправность, при этом ремонту регулятор напряжения не подлежит. Впрочем, и его стоимость не окажет существенного влияния на семейный бюджет.
То же самое можно сказать о перегорании диодного моста, в функции которого входит предохранение генератора от коротких замыканий, исходящих со стороны АКБ.
А вот если причина неработоспособности генератора кроется внутри него, придётся менять весь блок, и это уже может быть накладно. Некоторые народные умельцы умудряются поменять повреждённую обмотку, но для рядового автомобилиста такая операция лежит за пределами их знаний, опыта и возможностей.
Можно ли выяснить причину отсутствия заряда АКБ в пути
Существуют методы диагностики оборудования автомобиля, которые осуществляются на работающем двигателе, но в любом случае это делается не на ходу. В нашем случае выяснить, почему не заряжается батарея Хендай Солярис, можно далеко не всегда. То, что доступно для визуального осмотра – это проводка и контакты, предохранитель.
Если вы видите, что контакты окислились или болтаются, их можно очистить с помощью подручных средств и подтянуть. В случае обнаружения повреждения изоляции электропроводки, идущей от АКБ к генератору, провод также можно заменить на целый, проявив смекалку.
Вот, пожалуй, и всё. Большинство методов связано с использованием измерительного прибора – мультиметра или вольтметра. Даже если вы «на ты» с этими приборами, весьма маловероятно, что вы возите их в автомобиле. А без мультиметра локализовать неисправность практически невозможно.
Так что в большинстве случаев без обращения к специалистам не обойтись. Но помните, что если вы обнаружили неисправность вдали от цивилизации, у вас могут возникнуть большие проблемы, даже если аккумулятор полностью заряжен и способен некоторое время обеспечивать машину электроэнергией.
В процессе эксплуатации автомобиля аккумуляторная батарея постоянно подзаряжается током генератора. Но его мощности, а часто и времени в пути недостаточно, чтобы восстановить емкость батареи на 100%. Поэтому специалисты рекомендуют периодически (1 раз в месяц) осуществлять зарядку автомобильного аккумулятора от стационарного устройства. Даже при покупке новой АКБ рекомендуется активизировать ее зарядным устройством, т. к. во время нахождения на складе и в процессе транспортировки емкость аккумулятора с каждым днем становится меньше.
Чтобы правильно зарядить аккумулятор легкового автомобиля, необходимо иметь следующие приборы и приспособления:
Нагрузочная вилка позволяет определить рабочее напряжение аккумулятора, которое измеряется под нагрузкой. При помощи ареометра легко узнать о степени зарядки батареи по плотности электролита в каждой банке. Полностью заряженный АКБ имеет плотность 1,27 г/см 3 , а напряжение — 12,7 В. При 50% разряде плотность снижается до 1,21 г/см 3 , а величина напряжения падает до 12,3 В.
Зарядные устройства изготавливаются как с автоматической, так и ручной регулировкой. Проще пользоваться «автоматами», которые сами выбирают необходимые режимы (величину напряжения и силу тока), а после достижения полной емкости батареи, отключают устройство. Если заряжать аккумулятор приходится прибором с ручным управлением, то автолюбителю нужно знать несколько важных моментов.
Как правильно заряжать обслуживаемый аккумулятор
Для зарядки автомобильного аккумулятора используется два способа:
Первый способ зарядки заключается в подаче на аккумулятор постоянного тока силой в 10-12% от емкости АКБ. Например, для аккумуляторной батареи емкостью 77 А/ч требуется сила тока 7,7-9,2 А. Длительность полной зарядки составит 10-12 часов.
При втором способе на приборе устанавливается постоянное напряжение величиной 14-15 В. Чтобы зарядить АКБ на 100% может понадобиться несколько суток.
Степень заряженности батареи определяется ареометром по плотности, которая должна быть постоянной в течение 3 часов.
Для зарядки кислотного аккумулятора можно пользоваться разными способами. Предварительно необходимо открыть отверстия всех банок, проверить визуально уровень электролита (если требуется, добавить дистиллированную воду), подключить зарядное устройство, соблюдая полярность. Провод с положительным зарядом присоединяется к плюсовой клемме, а провод с отрицательным зарядом — к минусовой клемме батареи. Далее устанавливается необходимая сила тока или напряжение, и процесс длиться до полной зарядки батареи.
Чтобы зарядить щелочной аккумулятор, следует руководствоваться следующей методикой. Сначала выполняются подготовительные операции, как и в случае с кислотными АКБ. Начинать зарядку следует, установив напряжение от 1,4 до 1,45 В, а завершать процесс нужно при величине напряжения от 1,75 до 1,85 В.
Чтобы зарядить щелочную батарею, используются три режима:
Отличие заключается в длительности операции зарядки. При нормальном режиме аккумулятор заряжается 6 часов. Усиленный режим происходит в два раза дольше. А для ускоренной зарядки требуется 2,4 часа при удвоенной силе тока, а также 2 часа при номинальной силе тока.
На восстановление емкости щелочных аккумуляторных батарей положительно влияет система заряда-разряда. А вот установка очень слабого тока может пагубно сказаться на аккумуляторе. Важно следить, чтобы температура электролита не превысила 45ºС.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля
В необслуживаемых моделях отсутствуют доступные отверстия для добавления электролита или дистиллированной воды. Поэтому при восстановлении емкости батареи нельзя допускать перезарядки, чтобы вода не «выкипала». Для обеспечения нормальной зарядки напряжение на клеммах АКБ не должно превышать 15,5 В.
В зависимости от степени разряда необслуживаемой батареи применяется разная тактика восстановления емкости. Главной характеристикой зарядки становится напряжение, а сила тока позволяет только оценить ход процесса.
Если кипит аккумулятор при зарядке
Бывает несколько причин кипения аккумуляторной батареи во время зарядки.
Аккумуляторная батарея является важнейшим элементом современного автомобиля. Чтобы продлить срок ее эксплуатации, автолюбитель должен уделять ей немного внимания. Следить за чистотой АКБ, периодически очищать клеммы от окислов, производить регулярную зарядку стационарным источником питания. Тогда не придется стоять с открытым капотом и просить водителей о помощи.