Для перевозки грузов от автотранспортных предприятий используется грузовой парк: грузовые автомобили и автоприцепы различной грузоподъемности (платформы, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, автоцистерны и другие), вездеходы, тягачи с прицепами и полуприцепы. Эта часть транспортной сети также имеет разветвленную структуру.
Автомобильный грузовой транспорт занимает первое место в сфере грузовых перевозок. В последние годы все большее распространение грузовых автомобилей в сфере грузовых перевозок и оказания транспортных услуг вывело их на лидирующие позиции.
По сравнению с железнодорожным, воздушным или морским транспортом, автофургоны готовы перевозить любые виды грузов от станции, морского порта, аэропорта или склада до места разгрузки. Городские, региональные, междугородние и международные перевозки грузов осуществляются в основном грузовыми автомобилями, которые перевозят различные грузы и грузы из одной точки страны в другую.
Грузовые автомобили с закрытым кузовом
Закрытые кузова имеют грузовые автомобили, у которых грузовой отсек полностью закрыт. Такие автомобили подходят для перевозки более прихотливых грузов, ассортимент которых более разнообразен по сравнению с открытыми автомобилями:
Тентованный кузов
Наклонные (тентовые) – это специфические автомобили, которые можно укомплектовать дополнительными аксессуарами. Его особенностью является наличие навеса, который можно снимать для погрузки или разгрузки товаров и использования транспорта в качестве открытого пространства;
Цельнометаллический фургон
Цельнометаллический фургон – это часть кузова, с которой соприкасается кабина и передняя часть. Эти фургоны более долговечны и надежны.
Промтоварный фургон
Промтоварный фургон представляет собой крытый кузов, предназначенный для перевозки грузов без особых требований к температурному режиму при перевозке.
Изотермический фургон
Изотерм (isotherm) — вид тележек без морозильной камеры. Изотермические фургоны могут поддерживать температуру загружаемого груза и обеспечивать стабильность перевозки груза в течение определенного периода времени;
Рефрижераторный фургон
Рефрижератор (реф, рефрижератор, караван) — вид грузового автомобиля, отличающийся наличием холодильной или морозильной установки для поддержания точного температурного режима в пределах от +12 до -20℃ на все время перевозки грузов;
Микроавтобус грузопассажирский
Микроавтобусы – это транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров. Их кузов выполнен из металла или отделен от груза вместительными ящиками внутри салона. Микроавтобус может быть грузопассажирским и пассажирским;
Мусоровоз
Мусоровоз (мусоровоз, МА) — специальное транспортное средство для сбора и выгрузки мусора.
Тележка для перевозки скота – это тип грузовика, который используется в сельском хозяйстве и скотоводстве для перевозки крупного рогатого скота, мелкого скота и других животных;
Контейнеровоз
Контейнеровоз – специальный грузовик, прицеп или полуприцеп для морской и железнодорожной перевозки контейнеров;
Автоцистерна
Танкер – это грузовой автомобиль, в котором вместо кузова для перевозки жидких грузов используется контейнер. Танк-контейнер представляет собой закрытую цистерну, предназначенную для перевозки и кратковременного хранения сыпучих грузов.
Классификация грузовиков по основным параметрам
Грузовики и другая спецтехника могут иметь две, три, четыре, пять и более осей для выполнения различных транспортных задач. Следует понимать, что при перевозке тяжелых грузов необходимо сохранять целостность дороги рядом. По этой причине установлено ограничение на максимальную нагрузку на ось транспортных средств на разных дорогах.
По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось)
Две цифры обозначают формулу колеса. Первая цифра указывает общее количество колес на транспортном средстве, а вторая цифра указывает количество ведущих колес.
По типу двигателя
Категория N – Грузовые автомобили
Категория O – Прицепы
Технический регламент Таможенного союза определяет классификацию транспортных средств
Такое разнообразие методов классификации объясняется необходимостью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора их при перевозке грузов по оптимальному сочетанию экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, грузоподъемности, грузоподъемности и т. д. Список перечисленных причин является ориентировочным, так как его можно проводить в зависимости от определенного функционального назначения транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов.
В настоящее время все чаще используются обозначения, принятые в международных требованиях безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разработанных Комитетом ЕС. В соответствии с Правилами международной классификации грузовых транспортных средств принята следующая международная классификация:
Профиль назначения танкеров влияет на материалы, из которых изготовлены их суда. Как правило, цистерны для перевозки нефтепродуктов изготавливают из черной стали. Изотермические баки изготавливаются из нержавеющей стали и алюминия для перевозки жидких пищевых продуктов или химикатов. Для перевозки агрессивных химических веществ, таких как кислоты и щелочи, используются стеклопластиковые цистерны из композитных материалов. Автомобильные перевозки наливных грузов цистернами занимают первое место среди автомобильных грузовых перевозок по сложности.
Резервуары могут быть многосекционными или односекционными. Цистерны-цистерны могут иметь загрузочный объем от 0,8 м³ до 50 м³ и иметь цилиндрическую, коническую, эллиптическую, прямоугольную или чемоданную форму. Материалы, из которых изготавливается контейнер КПП – сталь, алюминиевые сплавы, нержавеющая сталь или композитный материал, стекловолокно. Черное железо все реже используется в качестве основного материала, это связано с его большим весом по сравнению с алюминиевыми сплавами или нержавеющей сталью. Алюминиевые сплавы применяют при изготовлении цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов, нержавеющие стали — при изготовлении цистерн для перевозки пищевых жидкостей, химических жидкостей, топлива. Некоторые виды транспортируемых продуктов требуют соблюдения температурного режима, что, в свою очередь, влияет на конструкцию цистерн – с изоляцией (битум, молоко и др.) или без изоляции (светлые нефтепродукты).