Как определить причину перегрева двигателя?
Если вы не смогли предотвратить перегрев двигателя своего автомобиля и вам пришлось его отключить, пришло время сделать диагностику проблемы.
Прежде всего, вы должны посмотреть ниже видео, которое объясняет, как работает система охлаждения, и какие компоненты в нее входят.
https://www.youtube.com/watch?v=EK7_GSpECNo
Можете также посмотреть это видео, включив субтитры и далее их перевод на русский язык.
Помните, что ключом в диагностике любой неисправности в автомобиле является понимание, как работает та или иная система.
Как только вы изучите, как работает система охлаждения, вы обнаружите, что есть несколько вещей, которые могут вызвать перегрев двигателя.
Чтобы вам было проще понять мы решили рассказать об основах.
И так, основными виновниками неисправностей системы охлаждения, в результате чего, как правило, происходит перегрев мотора являются: неисправный вентилятор охлаждения, неисправность водяного насоса (водяной помпы), утечка охлаждающей жидкости, застрявший в одном положении термостат, плохая герметичность крышки радиатора, утечка охлаждающей жидкости через прокладку головки двигателя, загрязнение жидкости охлаждения, воздух в виде пузырей в системе охлаждения.
Перегрев двигателя при низких скоростях автомобиля
Если ваш автомобиль перегревается только при низких скоростях во время движения (т.е. например, в городе), есть большая вероятность, что в вашей машине проблема, связанная с недостаточными потоками воздуха, которые должны остужать радиатор, через который циркулирует антифриз.
Соответственно, в этом случае вы обязательно должны проверить, включается ли вентилятор охлаждения, который помогает остужать охлаждающую жидкость в радиаторе, когда машина стоит на месте или движется в жаркую погоду на медленной скорости.
Если ваша машина оснащена механическим вентилятором, вы должны сделать диагностику чтобы узнать, приводится ли муфта вентилятора в действие.
Видео выше показывает, как это можно сделать.
На холостом ходу после движения включился вентилятор охлаждения и температура начала снижаться
Низкий уровень антифриза является очень частой причиной перегрева двигателя
Если вы, припарковав машину на обочине, заметили, что при работе двигателя на холостом ходу включился вентилятор, после чего температура охлаждающей жидкости, которую можно контролировать на приборной панели, начала резко падать, то вероятно проблема связана с потоком охлаждающей жидкости.
В этом случае дайте двигателю полностью остыть и проверьте и уровень антифриза в радиаторе, расширительном бачке, чтобы убедиться, что в системе охлаждения достаточно жидкости. Если вы обнаружите, что уровень антифриза ниже нормы, то проверьте систему охлаждения на наличие утечек.
В частности проверьте водяной насос, где часто можно наблюдать утечку антифриза из-за повреждения прокладки.
Также проверьте радиатор на герметичность. Особенно где к радиатору подходят шланги с хомутами. Не забудьте проверить, плотно ли закручена крышка радиатора и держит ли она давление в системе. В случае износа крышки замените ее на новую.
Если утечка антифриза небольшая, то долейте в систему небольшое количество охлаждающей жидкости. Но помните, что раз есть утечка, то долив охлаждающей жидкости это только лишь временное решение проблемы. В любом случае вы не решите проблему с утечкой антифриза пока не замените ту часть, которая ответственна за утечку и последующий перегрев двигателя.
Трещина в головке блока цилиндров двигателя может привести к уходу антифриза без очевидных признаков утечки
Уход антифриза из системы охлаждения не всегда вызван внешней утечкой жидкости. Например, причина утечки жидкости может быть связана с повреждением прокладки головки блока двигателя, треснувшей головки блока (как на фото выше).
Вот как проверить этот вид утечки охлаждающей жидкости:
- Есть ли белый дым из выхлопной трубы или автомобиль плохо работает на холостом ходу? Если это так, то вероятнее всего охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания.
- Повышение уровня масла / Цвет масла молочный? В радиаторе или расширительном бачке антифриз выглядит слишком коричневым? Если это так, то охлаждающая жидкость и масло могут смешиваться.
- Проверьте компрессию с помощью компрессометра, который продается в любом автомагазине или который можете взять напрокат в автосервисе. Если после замера вы определили, что два соседних цилиндра имеют низкую компрессию, то есть большая вероятность того, что в вашей машине повреждена прокладка головки блока. Когда вы будете это проверять выкрутите свечи и сравните, как они выглядят. Если какая-либо свеча зажигания выглядит так, как будто она очищена горячей водой или паром, и сильно чище других, то, скорее всего, охлаждающая жидкость попадает в тот цилиндр, откуда вы выкрутили очищенную свечку.
- Вы также можете с помощью специального прибора замерить давление в радиаторе, при подаче воздуха в систему охлаждения. Если система при этом тесте не будет удерживать давление, то, скорее всего, существует внешняя утечка антифриза из системы. Если вы визуально, осмотрев все внимательно, не видите внешнюю утечку, то тогда вероятнее всего утечка связана с плохой прокладкой головки блока или повреждением головки блока двигателя.
- Снимите крышку радиатора или расширительного бачка (в зависимости от конструкции системы охлаждения). Запустите двигатель с открытой крышкой радиатора. Если вы увидите на работающем двигателе пузырьки в горловине расширительного бачка или в радиаторе, то существует вероятность утечки антифриза из-за износа прокладки головки блока или повреждения головки.
- Но один из самых надежных способов определить повреждена ли прокладка головки блока, это отправить небольшое количество отработанного моторного масла на анализ в специализированную лабораторию, которая тщательно изучит весь состав отработанного масла. Это в некоторых случаях поможет вам спасти ваш двигатель от больших проблем. Ведь химический состав масла может сказать о многом. Даже о ранних начинающихся проблемах в силовом агрегате.
Если вы обнаружили, что вентилятор охлаждения работает, а в системе охлаждения много охлаждающей жидкости, но температура двигателя все равно растет, то проблема может быть связана не с утечкой антифриза.
Это может быть связано со скоростью потока антифриза в охлаждающей системе или с качеством самой жидкости, которая со временем теряет свое свойство.
Соответственно, если вы вовремя не будете менять антифриз, то рано или поздно он перестанет справляться со своей задачей и ваша машина может начать перегреваться.
Вполне возможно, что скорость потоков антифриза в системе охлаждения низкая, в связи с неисправностью водяной помпы. Повреждение помпы можно обнаружить по звуку, стоя рядом с работающей машиной.
Помните, что если водяной насос неисправен, то охлаждающая жидкость циркулирует с недостаточной скоростью и мотор может перегреваться.
Охлаждающая жидкость также может быть загрязнена грязью (которая может не только засорить каналы в системе охлаждения, но и снизить теплоемкость жидкости из-за изменений химического состава).
Для того чтобы проверить качество антифриза откройте крышку радиатора (на холодный двигатель) и убедитесь, что жидкость выглядит чистой.
https://www.youtube.com/watch?v=Y9Iv4hvx28E
Затем запустите двигатель и посмотрите / послушайте шкив водяной помпы, который вращается приводным ремнем. Если вы слышите во время вращения визг, то ваш двигатель не может вращать водяной насос достаточно быстро, чтобы жидкость циркулировала с той скоростью, чтобы двигатель не перегревался. В этом случае придется снимать помпу и более детально проводить диагностику неисправности.
Если в системе охлаждения много антифриза, вентилятор работает исправно, охлаждающая жидкость выглядит чистой, и под капотом нет никаких посторонних шумов, поступающих от водяного насоса или шкива, но при работе двигателя температура охлаждающей жидкости повышается, есть большая вероятность что в радиаторе или шлангах системы охлаждения есть воздух.
Помните, что если воздух попал в систему охлаждения, то в ней образуются воздушные пузыри, которые мешают нормальному циркулированию антифриза, что может привести в жаркую погоду при движении в городе к перегреву двигателя.
Вполне возможно, что во время последнего ТО ваш автомеханик не выполнил деаэрирование системы охлаждения должным образом и возможно вам придется снова обратиться к нему, чтобы он выпустил воздух из системы.
Чтобы точно убедиться, что в системе воздух, включите отопитель воздуха в салоне, когда двигатель горячий. Если вы обнаружите, что печка слабо греет, то это явно говорит о воздухе в системе охлаждения.
Также вполне возможна проблема намного проще. В системе охлаждения не хватает давления из-за плохо закрытой крышки радиатора или расширительного бачка. В этом случае вам нужно просто затянуть крышку или заменить ее на новую.
Вентилятор охлаждения работает, отсутствует утечка охлаждающей жидкости, температура двигателя на холостом ходу не понижается
Если вентилятор охлаждения работает исправно, в вашей машине много охлаждающей жидкости, а на холостом ходу температура двигателя не понижается, то вероятно в системе охлаждения заклинило термостат, либо существует неисправность водяной помпы
Как мы уже сказали, вы можете проверить, работает ли водяная помпа исправно, с помощью простого теста. Для этого на холостых оборотах горячего двигателя включите обдув салона теплым воздухом. Если на прогретом двигателе вы обнаружите, что температура воздуха, выдуваемого в салон, соответствует температуре окружающего воздуха, то есть большая вероятность что водяная помпа вышла из строя.
Чтобы проверить термостат, вы должны при рабочей температуре двигателя сжать входной патрубок радиатора. Патрубок горячий?
Если да, то тогда по нему циркулирует, как положено горячая охлаждающая жидкость.
Если входной шланг радиатора не нагревается полностью или при его сжатии вы не ощущаете давление внутри шланга, похоже, что термостат системы охлаждения вышел из строя.
Например, заклинил в одном положении – в режиме прогрева двигателя, когда жидкость охлаждения циркулирует по малому кругу, для того чтобы быстрее прогреть мотор, а после достижения рабочей температуры силового агрегата термостат открывается, чтобы запустить антифриз по большому кругу, в который входит радиатор охлаждения.
В итоге заклинивший термостат может привести к тому, что ваш двигатель будет постоянно перегреваться из-за того, что антифриз будет постоянно циркулировать в режиме прогрева мотора.