Амортизаторную стойку снимаем и разбираем для ремонта или замены элементов амортстойки
Амортизаторную стойку можно снять, установив автомобиль на ровную площадку
Для снятия стойки потребуются инструменты: ключи для снятия колес, домкрат, подставка опора, ключи на 8 и на 17
Затормаживаем автомобиль стояночным тормозом
Устанавливаем под задние колеса противооткатные башмаки
Ослабляем затяжку гаек крепления колеса
Снимаем заглушку крепления штока амортизаторной стойки
Ослабляем затяжку гайки верхнего крепления стойки, удерживая от проворачивания шток вторым ключом
Окончательно откручиваем гайку верхнего крепления амортстойки
Снимаем упорную шайбу
Приподнимаем переднюю часть автомобиля и снимаем колесо
При снятии правой амортстойки, выкручиваем болт крепления кронштейна датчика частоты вращения переднего колеса
Извлекаем провод из держателя на стойке
На автомобилях, оборудованных АБС, датчики частоты вращения колес расположены с обеих сторон автомобиля
Придерживая палец от прокручивания, отворачиваем гайку крепления верхнего шарнира стойки стабилизатора
Отсоединяем палец шарнира от кронштейна амортстойки
Откручиваем гайку крепления амортстойки к поворотному кулаку и вынимаем болт из отверстия
Также откручиваем вторую гайку и вынимаем болт крепления амортстойки к поворотному кулаку
Придерживая стойку, отводим поворотный кулак от амортстойки
Снимаем амортстойку с автомобиля
После ремонта или замены, устанавливаем амортстойку в обратном порядке
После сборки проверяем установочные углы сход-развала колес
Передняя подвеска независимая, рычажно-пружинная типа Макферсон, с телескопическими амортизаторными стойками, витыми цилиндрическими пружинами, поперечными рычагами, стабилизатором поперечной устойчивости
Основной элемент передней подвески — телескопическая амортизаторная стойка, совмещающая функции телескопического элемента направляющего механизма и демпфирующего элемента вертикальных колебаний колеса относительно кузова.
Расположение элементов передней подвески: 1, 9 – верхние опоры амортизаторных стоек; 2, 10 – пружины амортизаторной стойки; 3, 14 – амортизаторные стойки; 4, 17 – кронштейны переднего крепления поперечины к кузову; 5, 6 – кронштейны заднего крепления поперечины к кузову; 7 – упорная шайба; 8 – гайка верхнего крепления амортизаторной стойки; 11 – ступица поворотного кулака; 12, 24 – тормозные щиты; 13, 21 – шаровые опоры; 15, 22 – стойки стабилизатора поперечной устойчивости; 16, 20 – рычаги передней подвески; 18 – поперечина передней подвески; 19 – штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 23 – поворотный кулак передней подвески
На амортизаторной стойке собрана витая цилиндрическая пружина, буфер сжатия, защитный кожух стойки и верхняя опора.
Через верхнюю опору передается нагрузка на кузов автомобиля.
Амортизаторная стойка соединена с рычагом подвески через поворотный кулак шаровой опорой.
Стабилизатор поперечной устойчивости с установленными на нем резиновыми втулками соединен с поперечиной передней подвески автомобиля двумя скобами, а с кронштейнами амортизаторных стоек передней подвески – стойками.
Рычаги и крепятся к поперечине передней подвески с помощью резинометаллических шарниров (сайлентблоков), а к поворотному кулаку – посредством шаровых опор.
Ступицы передних колес установлены на нерегулируемых двухрядных радиально-упорных шариковых подшипниках.
Наш автовладелец во всем, что касается запчастей, с младых ногтей усвоил принцип: «Доверяй, но проверяй». Однако «на коленке», без оборудования, опыта и соответствующих знаний запасные части автомобиля проверить невозможно. Почти никак.
Поэтому народ придумывает собственные «тесты». Медленно (как хватает сил) утапливают штоки газовых амортизаторов и смотрят, какой из двух «вылезет» быстрее. Тормозные колодки пытаются «анализировать» на «запах» или на то, как они пачкают руки. Такие тесты у специалистов ничего, кроме сожаления, не вызывают, поскольку не имеют ничего общего с реальными свойствами автокомпонентов: ни с динамической характеристикой амортизаторов, ни, тем более, со стабильностью коэффициента трения колодок. И если уж тестировать, то доверять это дело специалистам, профессионалам, имеющим в своем распоряжении соответствующее оборудование.
Поэтому, когда встал вопрос об испытании амортизаторов, то это непростое дело было поручено самой авторитетной тестирующей организации — Центру лабораторных испытаний ФГУП «НАМИ».
Выбор объекта испытаний
В качестве объекта испытаний были выбраны амортизаторы для произведенных в России и очень популярных последнее время автомобилей Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. Они, адаптированные для российских дорог, имеют большие ходы подвески, высокий клиренс. Загрузка автомобиля предполагается не постоянной, но часто близкой к максимальной, а качество дорог в местах эксплуатации требует сместить баланс комфорта и жесткости в сторону последней, что, собственно, и определяет требования к амортизаторам.
Целью испытаний является не столько найти бракодела, сколько показать разброс реальных характеристик амортизаторов различных известных брендов, выявить их пригодность для наших условий эксплуатации.
На испытание были предоставлены амортизаторы подвески, приобретенные в розничной сети город Москвы:
Амортизаторы упакованы в фирменные коробки, повреждений не имеют, на корпусах амортизаторов и на упаковках имеются каталожные номера и товарные знаки производителей. Лакокрасочное покрытие не имеет дефектов. Обработка и чистота поверхности штоков соответствуют принятым нормам, подтеки рабочей жидкости отсутствуют.
Известны два принципиально различных метода стендовых испытаний автомобильных амортизаторов:
О первом методе рассказывает О. Г. Спиридонов — генеральный директор «МАХА Русиа». Его интервью можно найти на страницах этого выпуска журнала «Автокомпоненты».
Второй метод имеет давно разработанную нормативную базу, как в европейском плане — нормативы DFMEA (руководство FMEA (QS)), например, так и со стороны отечественных ГОСТов и официальных методик испытаний. Этот метод используется для тестирования образцов амортизаторов при предварительном выборе элементов подвески нового автомобиля во время его разработки или для региональной адаптации уже известной в других странах модели. И именно этим способом были проверены выбранные для теста амортизаторы.
«Амортизаторы испытывались в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ Р 53816 — 2010 „Автомобильные транспортные средства. Амортизаторы гидравлические телескопические. Технические требования и методы испытаний“ и „Методике испытаний амортизаторов“, утвержденной Управлением исследований и испытаний ФГУП НАМИ для внутреннего пользования.
Стенд для испытания амортизаторов обеспечивает возвратно-поступательное движение поршня вертикально установленного амортизатора, позволяет устанавливать требуемый рабочий ход поршня в диапазоне 10 ÷ 100 мм, задавать требуемую скорость перемещения поршня в интервале 0,03 ÷ 0,70 м/с, измерять и сохранять в памяти компьютера текущие значения датчиков перемещения и силы».
Проверка осуществлялась при комнатной (нормальной) температуре.
Амортизаторы передней стойки (VW Polo)
Усилия хода сжатия предоставленных амортизаторов практически совпадают. Причем в режиме больших скоростей штока совпадение близко к 100%.
Однако усилие отбоя тестированных амортизаторов отличается друг от друга очень существенно — оно ниже у амортизатора Monroe от 12 до 42% при различных скоростях штока. Эти значения говорят о том, что поведение автомобиля, оснащенного амортизаторами Monroe может быть значительно более комфортным, тогда как амортизатор «alka» более подойдет любителям «спортивного типа» вождения.
Амортизаторы задней подвески (Hyundai Solaris)
Если исходить из того предположения, что свойства амортизаторов MONDO +, как произведенных в рамках корпорации, поставляющей компоненты на конвейерную сборку автомобилей, наиболее полно отражают требования автопроизводителя, то не остается ничего другого, как взять полученные в результате теста характеристики амортизатора MONDO + «ту печку», от которой можно производить сравнение всей протестированной группы.
Японские амортизаторы демонстрируют несколько иной характер.
Усилие сжатия амортизатора LYNXauto совпадает с взятыми за основу характеристиками в крайних точках скоростного диапазона, показывая несколько меньшее усилие при средних скоростях. Похожее поведение демонстрирует амортизатор LYNXauto и по усилию отбоя — близость значений в крайних точках скоростного диапазона и уменьшение усилия в его середине.
Полученные характеристики позволяют считать, что разработчикам LYNXauto, видимо, удалось найти «золотую середину», которая позволяет оптимально соответствовать требуемой энергоемкости и обеспечивая при этом хорошие показатели комфорта.
Компания KYB предоставила амортизатор, обладающий более комфортными характеристиками из всей протестированной группы и, в тоже время, демонстрирующем хорошую энергоемкость.
Несмотря на то, что характеристики предоставленных не тест амортизаторов различны (по крайней мере, на большей части режимов работы) это нельзя считать недостатком или, наоборот достоинством. Можно констатировать лишь тот факт, что поведение автомобиля с альтернативными амортизаторами будет отличаться от заданного инженерами-разработчиками, а как раз этого многие автовладельцы часто добиваются намеренно.
Возможные неисправности передней подвески и способы устранения
Причина неисправности Способ устранения
Шум и стук при движении автомобиля
Ослабление крепления к задней части подрамника скоб стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля и его стоек к амортизаторной стойки подвески – Подтяните ослабленные резьбовые соединения
Износ резиновых деталей стабилизатора и его стоек – Замените изношенные детали
Износ резинового элемента верхней опоры – Замените верхнюю опору амортизаторной стойки
Износ шаровой опоры – Замените рычаг
Износ шарниров рулевых тяг – Замените наконечник рулевой тяги
Износ подшипников ступиц передних колес или ослабление крепления гайки ступицы – Замените подшипник или подтяните гайку
Поломка пружины передней подвески – Замените пружины
Разрушение буфера сжатия амортизаторной стойки – Замените буфер сжатия
Увод автомобиля от прямолинейного движения по горизонтальной дороге
Нарушение углов установки передних колес – Устраните причины нарушения углов установки колес и отрегулируйте углы
Неодинаковая осадка пружин – Замените пружины передней подвески
Повышенный или неравномерный износ протектора шин
Нарушены углы установки передних колес – Отрегулируйте углы
Повышенный износ шарниров элементов подвески или шарниров рулевых тяг – Замените элементы подвески или рулевые тяги
Нарушена работа амортстойки – Замените амортстойки
Проверка технического состояния деталей передней подвески
При каждом техническом обслуживании и ремонте надо обязательно проверять состояние защитных чехлов шаровых опор подвески, на чехлах не должно быть механических повреждений.
Выясните, нет ли на деталях подвески трещин или следов задевания о дорожные препятствия или кузов, деформации рычагов, растяжек, штанг стабилизаторов и их стоек, деталей передка кузова в местах крепления узлов и деталей подвески.
Проверьте состояние резинометаллических шарниров, резиновых подушек, шаровых шарниров подвески и состояние верхних опор телескопических стоек подвески.
Резинометаллические шарниры и резиновые подушки подлежат замене при разрывах и одностороннем выпучивании резины, а также при подрезании их торцовых поверхностей.
На резиновых деталях подвески не допускаются:
Особое внимание обратите на механические повреждения (деформации, трещины, следы задевания о дорожные препятствия и др.) элементов подвески, особенно рычагов.
В моторном отсеке снимаем заглушку гайки верхнего крепления амортстойки
Проверяем затяжку гайки верхнего крепления амортизаторной стойки
Проверяем состояние защитных чехлов шаровых опор. Если чехлы повреждены, замените их
Проверяем шаровые опоры на наличие люфтов
Для этого вставляем монтажную лопатку между поворотным кулаком и рычагом подвески и, опираясь на рычаг, качаем поворотный кулак
Убеждаемся в отсутствии люфтов подшипников, покачивая колеса в вертикальной плоскости. Если есть люфты, замените подшипники
При покачивании вывешенного переднего колеса трудно различить люфты в подшипниках ступиц и в шаровых опорах.
Попросите помощника нажать на педаль тормоза: если и в этом случае ощутите люфт, то неисправны шаровые опоры.
Проверяем люфт в сайлентблоках крепления рычага к поперечине передней подвески
Для этого вставляем монтажную лопатку или большую отвертку между рычагом и поперечиной около переднего сайлентблока и пытаемся покачать рычаг
Также проверяем задний сайлентблок.
Если люфт большой, даже в одном из сайлентблоков, заменяем рычаг передней подвески
Проверяем надежность затяжки верхних гаек шаровых шарниров стоек стабилизатора поперечной устойчивости
Также проверяем затяжку нижних гаек пальцев шаровых шарниров стоек стабилизатора поперечной устойчивости
Проверяем наличие люфта в шаровых шарнирах стоек поперечной устойчивости
Проверяем состояние резиновых подушек в местах крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости к поперечине передней подвески
Проверяем состояние защитного чехла амортстойки
Поднимаем чехол и проверяем шток амортизатора. Потеки жидкости по штоку не допускаются.
Разборка и сборка амортстойки
Потребуются ключи на 8, 17 и 21
Также потребуются стяжки пружин
Снимаем амортстойку, как описано выше
Устанавливаем приспособление для стяжки пружин
Откручиваем гайку штока амортстойки, удерживая шток от проворачивания вторым ключом
И снимаем гайку
Снимаем верхнюю опору амортстойки
Снимаем опорный подшипник
Снимаем опорную чашку пружины
Снимаем пружину передней подвески
Снимаем защитный чехол штока амортстойки
Извлекаем буфер хода сжатия из защитного чехла
Снимаем верхнюю прокладку пружины
Снимаем нижнюю прокладку пружины
Детали амортизационной стойки передней подвески: 1 – защитный чехол; 2 – буфер хода сжатия; 3 – амортизатор; 4 – нижняя прокладка пружины; 5 – пружина; 6 – верхняя прокладка пружины; 7 – верхняя опорная чашка; 8 – опорный подшипник; 9 – верхняя опора амортизаторной стойки; 10 – гайка штока амортизатора
Осматриваем детали амортстойки
Трещины, деформация и разрушения на корпусе стойки не допускаются.
Установите амортстойку в вертикальное положения и несколько раз до упора опустите и поднимите шток амортизатора
Перемещая шток, убедитесь в том, что он перемещается без провалов, заеданий и ударов.
При обнаружении потеков жидкости заменяем амортизатор
Данная проверка работы амортизатора приблизительная, для более точной оценки ее состояния нужно обратиться в специальный сервис.
Амортизаторы нужно заменять парами
Заменяем буфер хода сжатия, если он поврежден
Проверяем опорный подшипник, если он имеет люфт или заедает, то его заменяем
Если на пружине обнаружены следы соударения витков, трещины и деформация то ее заменяем
Устанавливаем все детали в обратном порядке
При сборке амортстойки закрепляем прокладки на пружине скотчем или изолентой для надежной фиксации по месту установки
При установке пружины, нужно следить за тем, чтобы конец нижнего витка упирался в специальный выступ нижней чашки пружины
Устанавливаем стойку, как описано выше и проверяем установку углов колес.