Самостоятельный ремонт двс солярис

При недостаточной компрессии или при других дефектах поршневой группы можно заменить кольца или шатуны, не выполняя капитальный ремонт двигателя

Для выполнения задания нужно снять двигатель с автомобиля

Лучше всего снять двигатель вместе с коробкой передач, это будет гораздо легче

После снятия двигателя снимаем головку блока цилиндров, описано в статье – Как заменить прокладку головки цилиндров двигателя Hyundai Solaris

Снимаем поддон масляного картера, в статье – Снятие поддона картера двигателя Hyundai Solaris

Снимаем масляный картер, описано в статье – Снятие и установка масляного картера двигателя Hyundai Solaris

Поворачиваем коленчатый вал так, чтобы снимаемый поршень оказался в нижней мертвой точке


Самостоятельный ремонт двс солярис

Откручиваем два болта крепления крышки шатуна


Самостоятельный ремонт двс солярис

Снимаем крышку шатуна

Если снятие крышки затруднено, нужно несильными ударами молотка стронуть ее с места

Крышки обрабатываются в сборе с шатуном, поэтому они не взаимозаменяемы.

Номер цилиндра выбит на боковой поверхности крышки.


Самостоятельный ремонт двс солярис

Нужно промаркировать шатун и крышку номером цилиндра, чтобы не перепутать.


Самостоятельный ремонт двс солярис

Вынимаем вкладыши из шатуна и из его крышки.

Если вкладыши остались на коленчатом валу, снимаем их с вала.

Если не предполагается замена вкладышей, при снятии их нужно промаркировать их на нерабочей поверхности.


Самостоятельный ремонт двс солярис

Если нужно заменить кольца, снимаем кольца специальным съемником. Если его нет, снимаем кольца с поршня, аккуратно разведя их замки.

Выпрессовываем поршневой палец из верхней головки шатуна и снимаем поршень с шатуна

Помечаем детали, если детали не повреждены, и их можно еще использовать.

Осмотр и дефектовка деталей ШПГ

После разборки очищаем и промываем все детали шатуннопоршневой группы и блок цилиндров

Прочищаем проволокой отверстия для стока масла в поршнях и масляный канал в шатунах


Самостоятельный ремонт двс солярис

Проверяем зазоры между маслосъемными, компрессионными кольцами и канавками на поршне

Номинальный зазор для компрессионных колец составляет 0,03-0,07 мм, предельно допустимый 0,1 мм

Номинальный зазор для маслосъемного кольца 0,06-0,15 мм

Измеряем зазор в замках колец, вставив кольцо в цилиндр, в котором оно будет работать


Самостоятельный ремонт двс солярис

Продвигаем поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндр ровно, без перекосов и вынимаем поршень


Самостоятельный ремонт двс солярис

Измеряем щупом зазор в замке кольца

Номинальный/предельно допустимый зазор в замке мм:

Если зазор для первого компрессионного кольца меньше 0,3 мм, для второго меньше 0,50, а для маслосъемного кольца меньше 0,8 мм, нужно аккуратно сточить надфилем торцы кольца.

С помощью нутромера измеряем диаметр цилиндра в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и в трех поясах на расстоянии 12 мм от верхней привалочной поверхности блока цилиндра, средней и нижней частях цилиндра.


Самостоятельный ремонт двс солярис

Схема измерения цилиндра нутромером

Овальность не должна быть больше 0,15 мм, а конустность – 0,1 мм.

Если максимальное значение износа больше 0,15 мм или овальность и конустность превышают указанные значения, то блок цилиндров заменяют

Проверяем плоскость поверхности блока цилиндров


Самостоятельный ремонт двс солярис

Прикладываем линейку ребром к поверхности в середине блока и продольном и поперечном направлении


Самостоятельный ремонт двс солярис

Прикладываем линейку по диагоналям плоскости

В каждом положении замеряем щупом зазор между линейкой и поверхностью.

Если отклонение больше 0,05 мм, заменяем блок.

При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе.


Самостоятельный ремонт двс солярис

Класс поршня нанесен на его верхнюю часть, а класс цилиндров на правую стенку блока цилиндров между 2-м и 3-м цилиндрами.

Поршневой палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки

Вставляем палец в поршень.

Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень.

При замене поршня подберите к нему палец по классу.

Заменяем шатуны, у которых обнаружены:

Если на их рабочей поверхности обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми.

Измерьте нутромером внутренний диаметр Dв нижней головки шатуна в сборе с крышкой в трех направлениях:

Определите эллипсность нижней головки шатуна, для чего из большего измеренного значения надо вычесть меньшее.

Если эллипсность больше 0,05 мм, замените шатун вместе с крышкой.

Измерьте штангенциркулем толщину Т шатунных вкладышей.

Измерьте микрометром диаметр Dн шатунной шейки коленчатого вала.

Шатунные шейки коленчатого вала по номинальному диаметру разбиты на три класса:

  • – класс 1 (Dн = 47,960–47,954 мм);
  • – класс 2 (Dн = 47,954–47,948 мм);
  • – класс 3 (Dн = 47,948–47,942 мм).

Рассчитайте зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле z = Dв – 2T – Dн.

Номинальный расчетный зазор составляет 0,018–0,045 мм.

Предельно допустимый зазор равен 0,1 мм.

Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.

Если зазор больше предельно допустимого, нужно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины, подходящего класса.


Самостоятельный ремонт двс солярис

Для измерения зазоров между вкладышами и шейками коленчатого вала можно воспользоваться калибровочной проволокой


Самостоятельный ремонт двс солярис

Для измерения зазора отрезаем отрезок калибровочной проволоки, длина которого на 2 мм короче, чем ширина вкладыша


Самостоятельный ремонт двс солярис

Калибр располагаем в осевом направлении на шейке вала


Самостоятельный ремонт двс солярис

Прикрываем крышкой с установленным вкладышем.

Чтобы калибр не сдвинулся в момент установки крышки, его приклеиваем с помощью консистентной смазки


Самостоятельный ремонт двс солярис

Затягиваем гайки крышки сначала моментом 17,7-21,6 Нм, а затем доворачиваем болты на 88-92°


Самостоятельный ремонт двс солярис

Используя прилагаемый измерительный шаблон, измеряем ширину отпечатка расплющенной калибровочной проволоки.


Самостоятельный ремонт двс солярис

Отпечаток может остаться на шейке вала «А» или вкладыше Б.

По таблице пересчета нанесенной на шаблон, определяем зазор в соединении

На торцовую поверхность шатунных вкладышей классов 1 и 3 нанесена маркировка, различающаяся по цвету: вкладыши класса 1 маркируют черной краской, класса 3 – зеленой.

Вкладыши класса 2 не маркируются.


Самостоятельный ремонт двс солярис

Вставляем шатун в поршень, смазываем поршневой палец моторным маслом и запрессовываем его в шатун.

Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение.

Направление запрессовки должно совпадать с направлением стрелки нанесенной на верхнюю часть поршня.

Устанавливаем поршневые кольца на поршень

Компрессионные кольца устанавливаются маркировкой вверх


Самостоятельный ремонт двс солярис

Расположение замков поршневых колец: 1 – замок верхнего составного маслосъемного кольца, 2 – замок верхнего компрессионного замка, 3 – замок нижнего составного маслосъемного кольца, 4 – замок нижнего компрессионного кольца и расширителя маслосъемного кольца, 5 – поршневой палец

Ориентируем кольца, как показано на рисунке.


Самостоятельный ремонт двс солярис

Устанавливаем вкладыш в шатун, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне


Самостоятельный ремонт двс солярис

Устанавливаем на поршень оправку для сжатия колец и, вворачивая винт, сжимаем кольца

Проворачиваем коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируем ШПГ, установилась в ВМТ.

Устанавливаем поршень цилиндра в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне


Самостоятельный ремонт двс солярис

Нажимаем ручкой молотка и сдвигаем его из оправки в цилиндр до момента установки нижней головки шатуна на шатунную шейку коленчатого вала.

При установке поршней в цилиндры стрелки на поршнях должны быть направлены в сторону передней части двигателя

При установке поршня нужно плотно прижимать приспособление к блоку цилиндров, иначе можно сломать поршневые кольца.

Устанавливать поршень в цилиндр нужно осторожно, чтобы нижней головкой шатуна не повредить шатунную шейку коленчатого вала.

Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.

Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала.

Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала.

Устанавливаем болты крепления крышек шатунов.

Болты затягиваем в следующем порядке: сначала моментом 17,7-21,6 Нм, а затем доворачиваем болты на 88-92°

Проверяем боковой зазор шатуна, он должен быть в пределах 0,10-0,25 мм.

Предельно допустимый зазор составляет 0,35 мм.

Увеличенный зазор указывает на чрезмерный износ щек кривошипа коленчатого вала. В этом случае заменяем коленчатый вал.

Разборка, Проверка технического состояния, Повторная сборка Hyundai Solaris

Данная операция возможна только на снятом двигателе (см. раздел “Снятие узла двигателя и коробки передач” в данной группе)

1. Механическая коробка передач : снимите маховик.

2. Автоматическая коробка передач: снимите ведущий диск.

3. Для разборки двигателя установите его в стенд.

4. Снимите цепь привода ГРМ (см. раздел “Цепь привода ГРМ” в данной группе).

5. Снимите головку блока цилиндров (см. раздел “Головка блока цилиндров” в данной группе).

6. Отсоедините трубку указателя уровня масла.

7. Снимите датчик детонации (А) и масляный фильтр (В).

8. Снимите датчик давления масла (А).

9. С помощью специального инструмента (09215-3C000) снимите масляный поддон (А).

Установите специальный инструмент между масляным поддоном и картером, слегка постукивая его пластмассовой киянкой в направлении стрелки .

Слегка постукивая специальный инструмент пластмассовой киянкой в направлении стрелки , пройдите вдоль края масляного поддона не менее чем на 2/3 от его длины. Затем снимите поддон с картера.

Не переворачивайте специальный инструмент без постукивания. Такие действия приведут к повреждению специального инструмента.

10. Снимите сетчатый фильтр (А) маслозаборника.

11. Снимите задний сальник (A).

12. Снимите картер (A).

13. Проверьте осевой люфт шатуна.

14. Снимите крышки шатуна и проверьте масляный зазор.

15. Извлеките поршни и шатуны в сборе.

С помощью специального инструмента для зашлифовки уступа на гильзе от верхнего компрессионного кольца удалите весь нагар с верхней части цилиндра.

Вытолкните поршень, узел шатуна и верхний подшипник через верхнюю часть блока цилиндров.

Держите подшипники, шатун и крышку вместе.

Расположите узлы поршня и шатуна в правильном порядке.

16. Снимите крышку подшипника коленчатого вала и проверьте масляный зазор.

17. Проверьте осевой люфт коленчатого вала.

18. Извлеките коленчатый вал (A) из двигателя, действуя осторожно, чтобы не повредить шейки.

Расположите коренные и упорные подшипники в правильном порядке.

19. Проверьте пригонку между поршнем и поршневым пальцем.

Попытайтесь подвигать поршень вперед-назад на поршневом пальце.

Если перемещение ощущается, замените поршень со штифтом на новый комплект.

20. Снимите поршневые кольца.

С помощью расширителя поршневых колец снимите 2 компрессионных кольца.

Снимите вручную 2 боковые направляющие и маслосъемное кольцо.

Расположите поршневые кольца в правильном порядке.

21. Отсоедините шатун от поршня.

Извлеките палец из поршня при помощи пресса.

(Нагрузка запрессовки: 500 ~ 1 500 кг (1 102 ~ 3 306 фунтов))

ШАТУН И КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ

1. Проверьте осевой люфт шатуна.

С помощью набора щупов измерьте осевой люфт при перемещении шатуна назад и вперед.

Осевой люфт Стандартное значение: 0,1 ~ 0,25 мм (0,0039 ~ 0,0098 дюйма) Максимальное значение: 0,35 мм (0,0138 дюйма)

A. Если величина осевого люфта выходит за допустимые пределы, установите новый шатун.

B. Если и после этого величина осевого люфта будет выходить за допустимые пределы, замените коленчатый вал.

2. Проверьте масляный зазор шатунного подшипника.

Для обеспечения правильности повторной сборки убедитесь в том, что монтажные метки на шатуне и крышке совмещены.

Снимите 2 болта крышки нижней головки шатуна.

Снимите крышку большой головки шатуна и нижний вкладыш подшипника.

Протрите шейку и коренной подшипник коленчатого вала.

Уложите пластигейдж поперек шатунной шейки коленчатого вала.

Установите нижний подшипник и крышку, затем затяните болты. Не используйте вывернутые болты повторно.

Момент затяжки 17,7 ~ 21,6 Нм (1,8 ~ 2,2 кгсм, 13,0 ~ 15,9 фунтов на фут) + 88 ~ 92°

Не проворачивайте коленчатый вал.

Выверните два болта и снимите крышку шатуна и нижний подшипник.

Измерьте пластигейдж в самом широком месте.

Стандартное значение масляного зазора 0,032 ~ 0,052 мм (0,0013 ~ 0,0020 дюйма)

Если по результатам измерения проволокой Plastigage зазор окажется слишком широким или слишком узким, снимите верхний и нижний подшипники и замените их на новые с такой же цветовой маркировкой.

Повторно проверьте масляный зазор.

Не пытайтесь обтачивать и шлифовать подшипники и крышки, а также использовать регулировочные прокладки для корректировки зазора.

Если ширина пластигейджа указывает на то, что зазор по-прежнему не соответствует норме, попробуйте использовать следующий по размеру (в большую или меньшую сторону) подшипник.

Если невозможно установить необходимый зазор с помощью больших и меньших подшипников, замените коленчатый вал и начните процедуру заново.

Если метки видны нечетко из-за скопившейся грязи или пыли, не используйте для удаления проволочную щетку или скребок. Для чистки разрешается применять только растворители и моющие средства.

Расположение маркировки шатуна

Расположение меток диаметра шеек коленчатого вала

Классификация диаметров шеек коленчатого вала

Расположение шатунных подшипников по цветам

Идентификация шатунного подшипника

Выберите подшипник, используя таблицу с указаниями по выбору подшипников.

Таблица с указаниями по выбору шатунного подшипника

3. Проверьте техническое состояние шатунов.

Во время повторной установки следите за тем, чтобы номера цилиндров, которые были проставлены на шатуне и крышке при разборке, совпадали. При установке нового шатуна следите за тем, чтобы выемки для удержания подшипника на месте оказались на одной стороне.

Если упорные поверхности шатуна на любом из концов повреждены, замените шатун. Кроме того, замена шатуна требуется в случае износа ступеней или сильной шероховатости поверхности внутреннего диаметра малой головки.

С помощью инструмента для выверки шатуна проверьте шатун на прогиб и скручивание. Если измеренное значение близко к ремонтному пределу, восстановите надлежащее состояние шатуна с помощью пресса. Любой сильно изогнутый или деформированный шатун подлежит замене.

Допустимый прогиб шатуна: не более 0,05 мм / 100 мм (0,0020 дюйма / 3,94 дюйма) Допустимое скручивание шатуна: не более 0,1 мм / 100 мм (0,0039 дюйма/3,94 дюйма)

Если шатуны установлены без подшипников, на торцевой поверхности не должно быть разницы.

4. Проверьте масляный зазор подшипника коленчатого вала.

Чтобы проверить масляный зазор между коренным подшипником и коренной шейкой, снимите крышки коренного подшипника и нижние вкладыши коренных подшипников.

Протрите каждую коренную шейку и каждый нижний вкладыш коренного подшипника чистой технической салфеткой.

Положите по полоске пластигейджа на каждую коренную шейку.

Установите на место нижние вкладыши и крышки, а затем затяните винты.

Момент затяжки 17,7~21,6 Н·м (1,8~2,2 кгс·м, 13,0~15,9 фунт-сила·фут) + 88~92°

Снова снимите крышку и нижний вкладыш и измерьте наибольшую ширину полоски пластигейджа.

Стандартное значение масляного зазора : № 1, 2, 3, 4, 5 : 0,021 ~ 0,042 мм (0,0008 ~ 0,0017 дюйма)

Если по результатам измерения проволокой Plastigage зазор окажется слишком широким или слишком узким, снимите верхний и нижний подшипники и замените их на новые с такой же цветовой маркировкой (см. таблицу выбора коренного подшипника коленчатого вала в данной группе).

Если по результатам измерения проволокой Plastigage зазор все еще неверный, попробуйте следующий по размеру подшипник (см. таблицу выбора коренного подшипника коленчатого вала в данной группе).

Если добиться надлежащего зазора с использованием соответствующих подшипников большего или меньшего размера не удается, замените коленчатый вал и повторите проверку с начала.

Расположение маркировки отверстия в блоке цилиндров под установку коренного подшипника

На торцевой поверхности блока выбиты буквы, обозначающие типоразмер каждого из пяти отверстий под коренные шейки коленчатого вала.

Используйте эти буквы вместе с цифрами, нанесенными на коленчатом рычаге (которые служат в качестве маркировки размера коренных шеек), для выбора надлежащих подшипников.

Идентификация отверстия в блоке цилиндров под установку коренного подшипника

Расположение маркировки коренной шейки коленчатого вала

Идентификация коренной шейки коленчатого вала

Расположение коренных подшипников коленчатого вала по цветам

Идентификация коренного подшипника коленчатого вала

Выберите подшипник, используя таблицу с указаниями по выбору подшипников.

Таблица для выбора коренных подшипников

5. Проверьте осевой люфт коленчатого вала.

Используя какой-либо циферблатный индикатор, измерьте зазор упорного подшипника при перемещении коленчатого вала назад и вперед с помощью отвертки.

Осевой люфт Нормативное значение: 0,05 ~ 0,25 мм (0,0020 ~ 0,0098 дюйма) Эксплуатационный предел: 0,30 мм (0,0118 дюйма)

Если осевой люфт превышает максимальное значение, замените центральный подшипник.

1. Удалите прокладочный материал.

С помощью скребка для прокладок удалите весь прокладочный материал с верхней поверхности блока цилиндров.

2. Очистите блок цилиндров

С помощью мягкой щетки и растворителя тщательно почистите блок цилиндров.

3. Проверьте плоскостность верхней поверхности блока цилиндров.

С помощью прецизионной поверочной линейки и набора щупов проверьте поверхность контакта с прокладкой головки блока цилиндров на наличие искривления.

Отклонение от плоскостности поверхности прокладки блока цилиндров СТАНДАРТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ : менее 0,05 мм (0,0020 дюйма) Менее 0,02 мм (0,0008 дюйма) – 100 мм × 100 мм

4. Проверьте состояние отверстия цилиндра.

Визуально проверьте цилиндр на наличие вертикальных царапин.

В случае обнаружения глубоких царапин замените блок цилиндров.

5. Проверьте диаметр расточки цилиндра.

С помощью специального калибра измерьте диаметр расточки цилиндра в продольном и поперечном направлениях.

Стандартный диаметр : 77,00 ~ 77,03 мм (3,0315 ~ 3,0327 дюйма)

6. Проверьте код типоразмера отверстия цилиндра на торцевой поверхности блока цилиндров.

Идентификация диаметра отверстия цилиндра

7. Проверьте маркировку (A) типоразмера поршня на верхней поверхности поршня.

Идентификация наружного диаметра поршня

8. Выберите поршень, соответствующий классу расточки цилиндра.

Зазор между поршнем и цилиндром: 0,02 ~ 0,04мм (0,0008 ~ 0,0016 дюйма)

Поршень и поршневые кольца

1. Удалите загрязнения с поверхности поршня.

С помощью скребка для прокладок удалите весь нагар с поверхности днища поршня.

С помощью инструмента для чистки канавок или сломанного кольца почистите канавки поршневых колец.

С помощью растворителя и щетки тщательно почистите поршень.

Не используйте проволочную щетку.

2. Внешний диаметр поршня измеряют на расстоянии 33,9 мм (1,5697 дюйма) от его верхней поверхности.

Стандартный диаметр : 76,97 ~ 77,00 мм (3,0303 ~ 3,0315 дюйма)

3. Вычислите разницу между диаметром расточки цилиндра и наружным диаметром поршня.

Зазор между поршнем и цилиндром : 0,02 ~ 0,04мм (0,0008 ~ 0,0016 дюйма)

4. Проверьте боковой зазор поршневых колец.

С помощью набора щупов измерьте зазор между новым поршневым кольцом и стенкой канавки кольца.

Боковой зазор поршневых колец Кольцо № 1: 0,03 ~ 0,07 мм (0,0012 ~ 0,0028 дюйма) Кольцо № 2: 0,03 ~ 0,07 мм (0,0012 ~ 0,0028 дюйма) Маслосъемное кольцо: 0,06 ~ 0,15 мм (0,0024 ~ 0,0059 дюйма) Эксплуатационный предел Кольцо № 1: 0,1 мм (0,0039 дюйма) Кольцо № 2: 0,1 мм (0,0039 дюйма) Маслосъемное кольцо: 0,2 мм (0,0079 дюйма)

Если зазор превышает максимально допустимое значение, замените поршень.

5. Проверьте зазор в замке поршневого кольца.

Для измерения зазора между концами поршневого кольца установите кольцо в отверстие цилиндра. Расположите кольцо под прямым углом к стенке цилиндра, аккуратно прижимая его поршнем. Измерьте зазор толщиномером. Если зазор превышает предел ремонтопригодности, замените поршневые кольца. Если зазор слишком большой, проверьте еще раз диаметр отверстия цилиндра. Если отверстие превышает предел ремонтопригодности, его необходимо расточить.

Зазор в замке поршневого кольца Стандартный вариант Кольцо № 1: 0,14 ~ 0,28 мм (0,0079 ~ 0,0138 дюйма) Кольцо № 2: 0,30 ~ 0,45 мм (0,0118 ~ 0,0177 дюйма) Маслосъемное кольцо: 0,20 ~ 0,70 мм (0,0079 ~ 0,0276 дюйма) Эксплуатационный предел Кольцо № 1: 0,3 мм (0,0118 дюйма) Кольцо № 2: 0,5 мм (0,0197 дюйма) Маслосъемное кольцо: 0,8 мм (0,0315 дюйма)

Поршневые пальцы

1. Измерьте внешний диаметр штифта поршня

Диаметр поршневого пальца : 18,001 ~ 18,006 мм (0,7087 ~ 0,7089 дюйма)

2. Измерьте зазор между поршневым пальцем и поршнем.

Зазор между поршневым пальцем и поршнем : 0,010 ~ 0,020мм (0,0004 ~ 0,0008 дюйма)

3. Вычислите разницу между наружным диаметром поршневого пальца и внутренним диаметром малой головки шатуна.

Разница между диаметрами поршневого пальца и отверстия шатуна : -0,032 ~ -0,016 мм (-0,0013 ~ -0,0006 дюйма)

Тщательно почистите все части, подлежащие сборке.

Перед установкой частей нанесите свежее моторное масло на все поверхности скольжения и вращающиеся детали.

Замените все прокладки, уплотнительные кольца и сальники на новые.

1. Соберите поршень и шатун.

Используйте для установки гидравлический пресс

Передняя метка поршня и передняя метка шатуна должны быть направлены в сторону цепи привода ГРМ двигателя.

2. Установите поршневые кольца.

Поршневые кольца двигателя Hyundai Solaris делятся на группы в зависимости от рабочего объема (1,4 или 1,6 л), типа используемого топлива (этилированное, неэтилированное) и наличию функции ISG (автоматическая остановка двигателя при длительной работе на холостом ходу).

Прежде, чем выбрать комплект поршневых колец, необходимо знать тип двигателя.

Установите вручную расширитель маслосъемного кольца и 2 боковые направляющие.

С помощью расширителя для поршневых колец установите 2 компрессионных кольца, так чтобы их кодовая маркировка была обращена вверх.

Устанавливайте поршневые кольца таким образом, чтобы их замки располагались, как показано.

3. Установите шатунные подшипники.

Совместите выступ вкладыша (А) с канавкой в шатуне или крышке (В) шатуна.

Установите вкладыши (A) между шатуном и его крышкой (B).

4. Установите вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

Верхние подшипники имеют масляную канавку; нижние подшипники – нет.

Вдавите пять верхних подшипников (A), совмещая их выступы со специальными канавками в блоке цилиндров.

Совместите выступ подшипника с канавкой под выступ на крышке коренного подшипника и установите 5 нижних вкладышей.

5. Установите упорный подшипник.

Установите упорный подшипник (А) в гнездо под коренную шейку № 3 в блоке цилиндров, масляными канавками наружу.

6. Поместите коленчатый вал в блок цилиндров.

7. Установите крышки коренных подшипников в блоке цилиндров.

8. Вкрутите винты крышек коренных подшипников.

Болты крышек коренных подшипников затягиваются в 2 приема.

Если какой-либо из болтов крышек подшипников поврежден или деформирован, замените его.

Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головками болтов крышек подшипников.

За несколько подходов равномерно затяните 10 болтов головки блока цилиндров в последовательности, указанной ниже.

Повторное использование болтов крышки коренного подшипника не допускается.

Убедитесь в том, что коленчатый вал проворачивается плавно.

9. Проверьте осевой люфт коленчатого вала.

10. Установите узлы поршня и шатуна.

Перед установкой поршня нанесите слой моторного масла на канавки колец и поверхности цилиндров.

Установите приспособление для сжатия поршневых колец. Убедитесь в том, что кольца надежно зафиксированы на месте, а затем вставьте поршень в цилиндр и осадите его легкими ударами деревянной ручки молотка.

Остановитесь после того, как приспособление для сжимания поршневых колец освободится и будет вытолкнуто. Прежде чем проталкивать поршень на место, проверьте совмещение шатуна и коренной шейки.

Установите крышки шатунов с подшипниками и затяните болты.

Момент затяжки 17,7~21,8 Н·м (1,8~2,2 кгс·м, 13,0~15,9 фунт-сила·фут) + 88~92°

Повторное использование болтов крышки шатуна не допускается.

11. Нанесите герметик на картер.

Нанесите герметик THREE-BOND 1217H или LOCTITE 5900H на желоб картера и установите картер в течение 5 минут.

При нанесении герметика на нижнюю часть блока цилиндров положение герметика должно совпадать с положением герметика желоба картера.

Нанесите герметик вдоль внутренней линии отверстий болтов.

12. Установите картер (A).

Момент затяжки 18,6 ~ 24,2 Нм (1,9 ~ 2,4 кгсм, 13,7 ~ 17,4 фунтов на фут)

13. Установите задний сальник.

Нанесите моторное масло на контактную кромку нового сальника.

С помощью специального инструмента (09231-H1100, 09231-2B200) и молотка вдавите задний сальник, пока его поверхность не окажется заподлицо с краем держателя.

14. Установите на место сетчатый фильтр (А) маслозаборника.

Установите новый уплотнитель, а также фильтр грубой очистки масла, затянув 2 болта.

Момент затяжки 19,6~26,5 Н·м (2,0~2,7 кгс·м, 14,5~19,5 фунтов на·фут)

15. Установите поддон картера.

С помощью лезвия бритвы и скребка для прокладок удалите весь старый уплотнительный материал с поверхностей прокладок.

Перед нанесением прокладочного герметика убедитесь в том, что сопряженные поверхности являются чистыми и сухими.

Нанесите прокладочный герметик толщиной Ø3 мм, начиная на расстоянии 1 мм от внутреннего закругления желоба масляного поддона.

Прокладочный герметик:TB 1217H или LOCTITE 5900H

Для предотвращения утечки масла нанесите прокладочный герметик на внутреннюю резьбу отверстий под болты.

Не устанавливайте детали, если с момента нанесения прокладочного герметика прошло более пяти минут.

В этом случае удалите остатки жидкой прокладки и нанесите прокладочный герметик снова.

После сборки подождите не менее 30 минут, прежде чем заливать масло в двигатель.

Установите на место масляный поддон (А) и закрепите его болтами.

Равномерно затяните болты в несколько приемов.

Момент затяжки 9,8 ~ 11,8 Нм (1,0 ~ 1,2 кгсм, 7,2 ~ 8,7 фунтов на·фут)

16. Установите контактный датчик давления масла.

Нанесите клей на 2 или 3 витка резьбы.

Установите реле (A) давления масла.

Момент затяжки 7,8 ~ 11,8 Нм (1,0 ~ 1,2 кгсм, 5,8 ~ 8,7 фунтов на·фут)

17. Установите на место датчик детонации (А) и масляный фильтр (В).

Момент затяжки 16,7~26,5 Н·м (1,7,0~2,7 кгс·м, 12,3~19,5 фунтов на·фут)

18. Подсоедините трубку указателя уровня масла.

Установите на трубку указателя уровня масла новое уплотнительное кольцо.

Нанесите на данное уплотнительное кольцо моторное масло.

Подсоедините трубку указателя уровня масла и затяните болт.

19. Установите головку блока цилиндров (см. раздел “Головка блока цилиндров” в данной группе).

20. Установите цепь привода ГРМ (см. раздел “Цепь привода ГРМ” в данной группе).

21. Снимите двигатель со стенда.

22. А КПП: установите ведущий диск.

Момент затяжки 71,6 ~ 75,5 Нм (7,3 ~ 7,7 кгсм, 52,8 ~ 55,7 фунтов на фут)

23. М КПП: установите маховик.

24. Установите двигатель (см. раздел “Узел двигателя и коробки передач” в данной группе)

Руководство по обслуживанию и ремонту Хендай Солярис

Ремонт рулевой рейки на Hyundai Solaris. Ремонт рулевой рейки на авто Hyundai Solaris в СПБ

Задняя подвеска Хендай Солярис

Коленчатый вал двигателя снимаем при капитальном ремонте

Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем.

Он зафиксирован от осевых перемещений двумя полукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника.

Снятие коленчатого вала

Условно двигатель установлен на стенд и с него демонтирована шатунно-поршневая группа


Самостоятельный ремонт двс солярис

Блок цилиндров двигателя и коленчатый вал: 1 – нижний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала; 2 – коленчатый вал; 3 – верхний вкладыш коренного подшипника; 4 – переднее упорное полукольцо коленчатого вала; 5 – блок цилиндров; 6 – заднее упорное полукольцо коленчатого вала; 7 – крышка коренного подшипника коленчатого вала; 8 – болт крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала

Выкручиваем болты крепления крышек шатунов и отсоединяем головки шатунов от шатунных шеек коленчатого вала, описано в статье «Ремонт шатуннопоршневой группы двигателя Hyundai Solaris»

Выкручиваем болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в порядке, обратном затяжке при установке


Самостоятельный ремонт двс солярис

Снимаем коленчатый вал и упорные полукольца коленчатого вала

Снимаем вкладыши с крышек и постелей коренных подшипников. Осматриваем вкладыши.

Если на рабочей поверхности вкладышей появились риски, задиры, отслоения антифрикционного слоя, заменяем вкладыши новыми.


Самостоятельный ремонт двс солярис

Осматриваем коленчатый вал. Трещины не допускаются.

На поверхностях, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не должно быть царапин, забоин, рисок. При обнаружении их заменяем вал.

Измеряем микрометром наружный диаметр Dн коренных шеек.

Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала определяем таким же методом, как описано в статье «Ремонт шатуннопоршневой группы двигателя Hyundai Solaris»

Номинальный зазор составляет 0,018-0,045 мм, предельно допустимый зазор – 0,1 мм.

Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого значения, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.

Если зазор больше предельно допустимого, заменяем вкладыши на этих шейках новыми, подобрав их по классу номинального диаметра коренных шеек коленчатого вала

Коренные шейки коленчатого вала по номинальному диаметру разбиты на три класса:

Торцовые поверхности вкладышей коренных подшипников классов 1 и 3 промаркированы разным цветом: вкладыши класса 1 – черной краской, класса 3 – зеленой.

Проверяем параллельность упорных буртиков средней коренной шейки коленчатого вала: если они непараллельны, вал погнут, и его надо заменить.

Промываем каналы коленчатого вала, для этого заливаем в радиальные каналы керосин, предварительно заглушив их с одной стороны деревянными пробками.

Выдерживаем около 30 мин и промываем каналы бензином.

Повторяем промывку, до начала вытекания через соединительные каналы чистого бензина.


Самостоятельный ремонт двс солярис

Укладываем в постели блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников

Вкладыши устанавливаем так, чтобы усик вкладыша совместился с выемкой в постели


Самостоятельный ремонт двс солярис

Смазываем вкладыши моторным маслом

Укладываем коленчатый вал в блок цилиндров


Самостоятельный ремонт двс солярис

Устанавливаем упорные полукольца средней опоры коленчатого вала

Переднее упорное полукольцо устанавливаем канавками в сторону передней части двигателя (в сторону цепи ГРМ)

Укладываем в крышки коренных подшипников нижние вкладыши, совместив усики вкладышей с выемками на крышках.

Смазываем моторным маслом коренные шейки коленчатого вала

Смазываем вкладыши коренных подшипников коленчатого вала

Устанавливаем крышки коренных подшипников согласно порядковым номерам

Для установки крышек подшипников нужно пользоваться молотком с мягким бойком.

Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как в этом случае будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров


Самостоятельный ремонт двс солярис

Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала

Устанавливаем болты крышек, затягиваем моментом 17,7-21,6 Нм в порядке, указанном на рисунке

Доворачиваем болты крепления крышек на угол 88-92° в том же порядке.

Перед установкой болтов крепления крышек подшипников коленчатого вала нужно измерить их длину от нижней части головки до торца.

Если длина болта больше 75,3 мм, заменяем болт


Самостоятельный ремонт двс солярис

Измерение осевого зазора коленчатого вала

Проверяем осевой зазор коленчатого вала, он должен составлять 0,05-0,25 мм.

Предельно допустимый зазор 0,4 мм.

Если зазор больше предельно допустимого значения, заменяем упорные полукольца коленчатого вала.

Устанавливаем все детали в обратном порядке.

Снятие, Разборка, Проверка технического состояния, Повторная сборка, Установка Hyundai Solaris

Для выполнения этой процедуры снятие двигателя не требуется.

Во избежание повреждения окрашенных поверхностей используйте защитные щитки.

Во избежание повреждения головки блока цилиндров перед ее снятием дождитесь, когда температура охлаждающей жидкости двигателя упадет до уровня ниже нормальной температуры.

Соблюдайте осторожность при обращении с металлической прокладкой, чтобы не согнуть прокладку и не повредить ее контактную поверхность.

Во избежание повреждения отсоединяйте соединительные зажимы осторожно, держась рукой за зажим.

Помечайте все провода и шланги, чтобы исключить ошибки при повторном подключении.

Поверните шкив коленчатого вала так, чтобы поршень №1 оказался в верхней мертвой точке.

1. Снимите цепь привода ГРМ

(см. раздел “Система газораспределения” в данной группе).

2. Снимите выпускной коллектор в сборе (см. раздел “Система впуска и выпуска” в данной группе).

3. Снимите впускной коллектор в сборе (см. раздел “Система впуска и выпуска” в данной группе).

4. Отсоедините разъем (А) от датчика положения распределительного вала (CMP), снимите кронштейн (В) электромагнитного клапана системы удаления топливных паров (PCSV) и кронштейн (С) крепления модуля.

5. Снимите крышки подшипников (А) распределительных валов в порядке, указанном на следующем рисунке.

6. Снимите узел контроля температуры воды и клапан контроля масла (OCV).

7. Открутите болты головки блока цилиндров и снимите головку.

За несколько подходов равномерно ослабьте и выверните 10 болтов головки блока цилиндров в последовательности, указанной ниже.

При откручивании болтов в неверной последовательности может произойти искривление головки или образование трещин.

Снимая головку блока цилиндров с блока, поднимите ее и опустите на деревянное основание.

Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности головки блока цилиндров и самого блока.

Во время снятия помечайте механические устройства регулировки зазора (MLA), клапаны и пружины клапанов, чтобы при повторной сборке каждый компонент можно было установить в первоначальное положение.

1. Снимите механические регуляторы зазора MLA (A).

Снимая механические регуляторы зазора (MLA), нанесите на них метки для последующей установки.

2. Извлеките клапаны.

Используя специальные инструменты (09222-3K000, 09222-3K100), сожмите пружину клапана и снимите фиксатор тарелки.

Снимите держатель пружины.

Снимите пружину клапана.

Снимите клапан.

Снимите уплотнение штока клапана

С помощью какого-либо магнитного стержня снимите опорную втулку пружины.

Повторная установка маслосъемных колпачков клапанов не допускается.

1. Выполните проверку плоскостности.

С помощью прецизионной поверочной линейки и набора щупов проверьте поверхность контакта с блоком цилиндров и коллекторами на наличие искривления.

Отклонение от плоскостности поверхности прокладки головки блока цилиндров Нормативное значение: менее 0,05 мм (0,0020 дюйма)

2. Выполните проверку на наличие трещин.

Проверьте камеру сгорания, впускные и выпускные каналы, а также поверхность блока цилиндров на наличие трещин. В случае обнаружения трещин замените головку блока цилиндров.

Клапан и пружина клапана

1. Проверьте техническое состояние штоков и направляющих втулок клапанов.

Измерьте с помощью нутромера внутренний диаметр направляющей клапана.

Внутренний диаметр направляющей втулки клапана: 5,500 ~ 5,512 мм (0,2165 ~ 0,2170 дюйма)

Измерьте с помощью микрометра внешний диаметр стержня клапана.

Наружный диаметр штока клапана Впускной: 5,465 ~ 5,480 мм (0,2152 ~ 0,2157 дюйма) Выпускной: 5,458 ~ 5,470 мм (0,2149 ~ 0,2154 дюйма)

Вычтите внешний диаметр стержня клапана из внутреннего диаметра его направляющей.

Зазор между штоком и направляющей втулкой клапана Впускной: 0,020 ~ 0,047 мм (0,0008 ~ 0,0019 дюйма) Выпускной: 0,030 ~ 0,054 мм (0,0012 ~ 0,0021 дюйма)

Если зазор превышает нормативное значение, замените клапан или головку блока цилиндров.

2. Проверьте техническое состояние клапанов.

Убедитесь в том, что угол скоса тарелки клапана соответствует норме.

Проверьте износ поверхности клапана.

Если контактная поверхность клапана изношена, замените клапан.

Проверьте толщину края тарелки клапана.

Если толщина края меньше минимально допустимой, замените клапан.

Высота вертикального пояска кромки клапана Стандартный вариант Впускной: 1,1 мм (0,0433 дюйма) Выпускной: 1,26 мм (0,0496 дюйма)

Проверьте длину клапана.

Длина клапана Стандартный вариант Впускной: 93,15 мм (3,6673 дюйма) Выпускной: 92,60 мм (3,6457 дюйма)

Проверьте поверхность наконечника штока клапана на наличие признаков износа.

Если наконечник штока клапана изношен, замените клапан.

3. Проверьте техническое состояние седел клапанов.

Проверьте седло клапана на следы перегрева и неплотной посадки клапана. Если седло клапана изношено, замените головку блока цилиндров.

Проверьте направляющую втулку клапана на износ. Если направляющая втулка клапана изношена, замените головку блока цилиндров.

4. Проверьте техническое состояние пружин клапанов.

С помощью стального угольника измерьте отклонение пружины клапана от перпендикулярности.

Измерьте штангенциркулем длину свободной пружины клапана.

Пружина клапана Стандартный вариант Высота в свободном состоянии: 45,1 мм (1,7755 дюйма) Отклонение от перпендикулярности: менее 1,5°

Распределительный вал

1. Проверьте высоту кулачков.

С помощью микрометра измерьте высоту кулачков.

Высота кулачка Впускной: 43,85 мм (1,7264 дюйма) Выпускной: 42,85 мм (1,6870 дюйма)

Если высота выступа кулачков менее нормативного значения, замените распределительный вал.

2. Проверьте зазор шейки распределительного вала.

Почистите крышки подшипников и шейки распределительного вала.

Поместите распределительные валы на головку блока цилиндров.

Положите по полоске пластигейджа поперек каждой шейки распределительного вала.

Установите крышки подшипников и затяните болты требуемым моментом.

Момент затяжки Болты М6: 11,8 ~ 13,7 Нм (1,2 ~ 1,4 кгсм, 8,7 ~ 10,1 фунтов на фут) Болты М8: 18,6 ~ 22,6 Нм (1,9 ~ 2,3 кгсм, 13,7 ~ 16,6 фунтов на фут)

Не проворачивайте распределительный вал.

Снимите крышки подшипников.

Измерьте пластигейдж в самом широком месте.

Масляный зазор подшипников Нормативное значение: 0,027 ~ 0,058 мм (0,0011 ~ 0,0023 дюйма) Эксплуатационный предел: 0,1 мм (0,0039 дюйма)

Если масляный зазор превышает нормативное значение, замените распределительный вал. При необходимости замените крышки подшипника и головку блока цилиндров одновременно.

3. Проверьте осевой люфт распределительного вала.

Установите распределительные валы.

С помощью циферблатного индикатора измерьте осевой люфт при перемещении распределительного вала назад и вперед.

Осевой люфт распределительного вала Стандартное значение: 0,1 ~ 0,2 мм (0,0039 ~ 0,0079 дюйма)

Если осевой люфт превышает нормативное значение, замените распределительный вал. При необходимости замените крышки подшипника и головку блока цилиндров одновременно.

Снимите распределительные валы.

Модуль непрерывного переменного газораспределения (CVVT) в сборе

1. Проверьте модуль непрерывного переменного газораспределения Hyundai Solaris (CVVT) в сборе

Зафиксируйте модуль непрерывного переменного газораспределения (CVVT) с распределительным валом в тисках.

убедитесь, что модуль CVVT в сборе не вращается. Если модуль не вращается, он исправен.

Нанесите виниловую ленту на все части, кроме одного отверстия.

С помощью воздушного пистолета, вставленного в отверстие, создайте давление 147,10 кПа (1,5 кг/см², 21,33 фунтов/кв. дюйм). Таким образом стопорный штифт будет находиться в максимально высвобожденном состоянии.

Протрите область вокруг него промышленной ветошью или аналогом, так как разбрызгивается масло.

После высвобождения штифта можно вращать модуль CVVT в сборе рукой.

Если возникает чрезмерная утечка воздуха, штифт может не быть высвобожден.

Когда выполняется условие 3), поверните модуль CVVT на угол опережения рукой.

A. В зависимости от давления воздуха модуль CVVT может быть повернут на угол опережения.

B. Однако, в условиях чрезмерной утечки воздуха стопорный штифт может быть не высвобожден.

За исключением ситуации, когда соприкосновение со стопорным штифтом происходит в положении угла максимального запаздывания, дайте узлу системы CVVT поворачиваться назад и вперед и проверьте диапазон перемещения, а также убедитесь в отсутствии препятствий.

СТАНДАРТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ :вращается плавно в пределах 25°

Поверните модуль CVVT рукой против часовой стрелки и зафиксируйте его в положении максимального запаздывания.

Перед установкой элементов нанесите свежее моторное масло на все поверхности скольжения и вращающиеся детали.

Замените сальники на новые.

1. Установите клапаны.

Установите опорные втулки пружин.

Используя специальный инструмент (09222-2B100), втолкните новый сальник.

Не используйте маслосъемные колпачки повторно.

Неправильная установка уплотнения может привести к утечке масла через направляющие втулки клапанов.

Тип уплотнения штока впускных клапанов отличается от типа уплотнения штока выпускных клапанов. Устанавливайте уплотнения на свои места.

Нанесите моторное масло на концы каждого клапана, затем установите клапан, пружину клапана и тарелку пружины.

При установке пружин клапанов часть, покрытая эмалью, должна быть направлена в сторону тарелки пружины клапана.

2. Используя специальные инструменты (09222-3K000, 09222-3K100), сожмите пружину клапана и установите фиксатор тарелки.

После установки клапана, прежде чем освобождать пружину, проверяйте правильность установки фиксатора тарелки.

При установке специальных инструментов применяйте момент силы 1,2 кгсм или менее.

3. Слегка стукните по торцу штока каждого клапана два-три раза деревянной ручкой молотка, чтобы обеспечить надлежащую установку клапана и стопора держателя на место.

4. Установите механические устройства регулировки зазора (MLA).

Убедитесь в том, что механическое устройство регулировки зазора плавно поворачивается рукой.

Все механические регуляторы зазора (MLA) должны быть установлены в исходное положение.

Всегда используйте новые прокладки для головки блока цилиндров и коллектора.

Головку блока цилиндров следует притягивать только новыми болтами.

Прокладка головки блока цилиндров является металлической. Соблюдайте осторожность, чтобы не согнуть ее.

Вращая коленчатый вал, установите поршень цилиндра № 1 в положение ВМТ.

1. Установите сборку головки цилиндра .

Перед установкой снимите твердый герметик с поверхностей блока цилиндров и головки блока цилиндров.

Перед установкой уплотнителя головки блока цилиндров нанесите герметик на верхнюю поверхность блока цилиндров. Установите уплотнитель в течение 5 минут после этого.

Инструкции по нанесению герметика см. на рисунке.

Ширина:2,0 ~ 3,0 мм (0,0787~0,1181 дюйма) Расстояние:1,0 ~ 1,5 мм (0,0394~0,0591 дюйма) Технические характеристики:TB 1217H или LOCTITE 5900H

После установки уплотнителя головки блока цилиндров нанесите герметик на верхнюю поверхность уплотнителя головки блока цилиндров. Произведите сборку в течение 5 минут после этого.

2. Аккуратной устанавливайте головку блока цилиндров, чтобы не повредить уплотнитель.

3. Разместите болты и шайбы головки блока цилиндров.

За несколько подходов затяните 10 болтов головки блока цилиндров в последовательности, указанной ниже.

Момент затяжки 17,7~21,6 Н·м (1,8~2,2 кгс·м, 13,0~15,9 фунт-сила·фут) + 90~95° + 100~105°

4. Установите клапан (А) управления подачей масла (OCV).

Момент затяжки 9,8 ~ 11,8 Нм (1,0 ~ 1,2 кгсм, 7,2 ~ 8,7 фунтов на фут)

5. После установки трубки отопителя затяните болты крепления узла термостата (А).

Момент затяжки Болты М6: 9,8 ~ 11,8 Нм (1,0 ~ 1,2 кгсм, 7,2 ~ 8,7 фунтов на·фут) Болты М8: 18,6 ~ 23,5 Нм (1,9 ~ 2,4 кгсм, 13,7 ~ 17,4 фунтов на фут)

6. Подсоедините разъем (А) к датчику положения распределительного вала (CMP), установите кронштейн (В) электромагнитного клапана системы удаления топливных паров (PCSV) и кронштейн (С) крепления модуля.

7. Установите распределительные валы.

перед установкой нанесите моторное масло на шейки.

Не допускайте попадания масла на переднюю часть головки блока цилиндров.

После установки проверьте зазоры клапанов.

8. Установите крышки подшипников распределительного вала в порядке, указанном ниже.

Момент затяжки Болты М6: 11,8 ~ 13,7 Нм (1,2 ~ 1,4 кгсм, 8,7 ~ 10,1 фунтов на фут) Болты М8: 18,6~22,6 Н·м (1,9~2,3 кгс·м, 13,7~16,6 фунтов на·фут)

9. Установите впускной и выпускной коллекторы

10. Установите цепь привода ГРМ

Разборка и ремонт датчика положения АКПП хендай солярис

Замена Стартера / Реле стартера на Hyundai Solaris

Техобслуживание Hyundai Solaris своими руками. Инструкция для чайников.

Ещё по теме:  На солярисе сига блокирует бензонасос
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.