Передняя подвеска независимая, рычажно-пружинная типа Макферсон, с телескопическими амортизаторными стойками, витыми цилиндрическими пружинами, поперечными рычагами, стабилизатором поперечной устойчивости
Основной элемент передней подвески — телескопическая амортизаторная стойка, совмещающая функции телескопического элемента направляющего механизма и демпфирующего элемента вертикальных колебаний колеса относительно кузова.
Расположение элементов передней подвески: 1, 9 – верхние опоры амортизаторных стоек; 2, 10 – пружины амортизаторной стойки; 3, 14 – амортизаторные стойки; 4, 17 – кронштейны переднего крепления поперечины к кузову; 5, 6 – кронштейны заднего крепления поперечины к кузову; 7 – упорная шайба; 8 – гайка верхнего крепления амортизаторной стойки; 11 – ступица поворотного кулака; 12, 24 – тормозные щиты; 13, 21 – шаровые опоры; 15, 22 – стойки стабилизатора поперечной устойчивости; 16, 20 – рычаги передней подвески; 18 – поперечина передней подвески; 19 – штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 23 – поворотный кулак передней подвески
На амортизаторной стойке собрана витая цилиндрическая пружина, буфер сжатия, защитный кожух стойки и верхняя опора.
Через верхнюю опору передается нагрузка на кузов автомобиля.
Амортизаторная стойка соединена с рычагом подвески через поворотный кулак шаровой опорой.
Стабилизатор поперечной устойчивости с установленными на нем резиновыми втулками соединен с поперечиной передней подвески автомобиля двумя скобами, а с кронштейнами амортизаторных стоек передней подвески – стойками.
Рычаги и крепятся к поперечине передней подвески с помощью резинометаллических шарниров (сайлентблоков), а к поворотному кулаку – посредством шаровых опор.
Ступицы передних колес установлены на нерегулируемых двухрядных радиально-упорных шариковых подшипниках.
Возможные неисправности передней подвески и способы устранения
Причина неисправности Способ устранения
Шум и стук при движении автомобиля
Ослабление крепления к задней части подрамника скоб стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля и его стоек к амортизаторной стойки подвески – Подтяните ослабленные резьбовые соединения
Износ резиновых деталей стабилизатора и его стоек – Замените изношенные детали
Износ резинового элемента верхней опоры – Замените верхнюю опору амортизаторной стойки
Износ шаровой опоры – Замените рычаг
Износ шарниров рулевых тяг – Замените наконечник рулевой тяги
Износ подшипников ступиц передних колес или ослабление крепления гайки ступицы – Замените подшипник или подтяните гайку
Поломка пружины передней подвески – Замените пружины
Разрушение буфера сжатия амортизаторной стойки – Замените буфер сжатия
Увод автомобиля от прямолинейного движения по горизонтальной дороге
Нарушение углов установки передних колес – Устраните причины нарушения углов установки колес и отрегулируйте углы
Неодинаковая осадка пружин – Замените пружины передней подвески
Повышенный или неравномерный износ протектора шин
Нарушены углы установки передних колес – Отрегулируйте углы
Повышенный износ шарниров элементов подвески или шарниров рулевых тяг – Замените элементы подвески или рулевые тяги
Нарушена работа амортстойки – Замените амортстойки
Проверка технического состояния деталей передней подвески
При каждом техническом обслуживании и ремонте надо обязательно проверять состояние защитных чехлов шаровых опор подвески, на чехлах не должно быть механических повреждений.
Выясните, нет ли на деталях подвески трещин или следов задевания о дорожные препятствия или кузов, деформации рычагов, растяжек, штанг стабилизаторов и их стоек, деталей передка кузова в местах крепления узлов и деталей подвески.
Проверьте состояние резинометаллических шарниров, резиновых подушек, шаровых шарниров подвески и состояние верхних опор телескопических стоек подвески.
Резинометаллические шарниры и резиновые подушки подлежат замене при разрывах и одностороннем выпучивании резины, а также при подрезании их торцовых поверхностей.
На резиновых деталях подвески не допускаются:
Особое внимание обратите на механические повреждения (деформации, трещины, следы задевания о дорожные препятствия и др.) элементов подвески, особенно рычагов.
В моторном отсеке снимаем заглушку гайки верхнего крепления амортстойки
Проверяем затяжку гайки верхнего крепления амортизаторной стойки
Проверяем состояние защитных чехлов шаровых опор. Если чехлы повреждены, замените их
Проверяем шаровые опоры на наличие люфтов
Для этого вставляем монтажную лопатку между поворотным кулаком и рычагом подвески и, опираясь на рычаг, качаем поворотный кулак
Убеждаемся в отсутствии люфтов подшипников, покачивая колеса в вертикальной плоскости. Если есть люфты, замените подшипники
При покачивании вывешенного переднего колеса трудно различить люфты в подшипниках ступиц и в шаровых опорах.
Попросите помощника нажать на педаль тормоза: если и в этом случае ощутите люфт, то неисправны шаровые опоры.
Проверяем люфт в сайлентблоках крепления рычага к поперечине передней подвески
Для этого вставляем монтажную лопатку или большую отвертку между рычагом и поперечиной около переднего сайлентблока и пытаемся покачать рычаг
Также проверяем задний сайлентблок.
Если люфт большой, даже в одном из сайлентблоков, заменяем рычаг передней подвески
Проверяем надежность затяжки верхних гаек шаровых шарниров стоек стабилизатора поперечной устойчивости
Также проверяем затяжку нижних гаек пальцев шаровых шарниров стоек стабилизатора поперечной устойчивости
Проверяем наличие люфта в шаровых шарнирах стоек поперечной устойчивости
Проверяем состояние резиновых подушек в местах крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости к поперечине передней подвески
Проверяем состояние защитного чехла амортстойки
Поднимаем чехол и проверяем шток амортизатора. Потеки жидкости по штоку не допускаются.
На автомобиле установлена задняя подвеска пружинная, полунезависимая, с поперечной балкой и гидравлическими амортизаторами
К балке задней подвески приварены нижние опоры пружин и кронштейны для крепления амортизаторов
Расположение элементов задней подвески: 1, 9 – продольные рычаги задней подвески; 2, 8 – верхние прокладки пружины; 3, 7 – резинометаллические шарниры (сайлентблоки) продольных рычагов; 4, 6 – амортизаторы задней подвески; 5 – балка задней подвески; 10, 17 – пружины задней подвески; 11, 16 – нижние прокладки пружины; 12, 15 – нижние опоры пружины; 13, 14 – защитные чехлы амортизаторов
Ступицы задних колес прикрепляются к продольным рычагам задней подвески с помощью четырех болтов
Спереди к балке приварены втулки, в которые запрессованы сайлентблоки крепления балки к кузову
На кронштейнах балки задней подвески с помощью болтов закреплены нижние шарниры гидравлических амортизаторов двустороннего действия.
Верхние шарниры амортизаторов крепятся к кузову
Возможные неисправности задней подвески и способы устранения
Неисправен амортизатор – Замените амортизатор в паре
Ослабление крепления амортизатора или износ втулки проушины амортизатора – Затяните болт с гайкой нижнего крепления амортизатора или замените втулки
Износ сайлентблоков продольных рычагов подвески – Замените сайлентблоки
Осадка или поломка пружины – Замените пружины
Выход из строя подшипника ступицы колеса – Замените ступицу
Осадка или поломка одной из пружин – Замените пружины в паре
Деформация продольных рычагов – Замените балку задней подвески
Износ сайлентблоков продольных рычагов – Замените сайлентблоки
Проверка состояния деталей задней подвески
Проверки деталей задней подвески нужно проводить снизу автомобиля, желательно на подъемнике.
Выясните, нет ли на деталях подвески трещин или следов задевания о дорожные препятствия или кузов, деформации деталей задка кузова в местах крепления узлов и деталей подвески.
Проверьте состояние резинометаллических шарниров (сайлентблоков), пружин подвески и амортизаторов.
Резинометаллические шарниры и резиновые детали подлежат замене при разрывах и одностороннем выпучивании резины, а также при подрезании их торцовых поверхностей.
На резинометаллических шарнирах не допускаются:
Дефектные детали замените.
Проверьте, нет ли механических повреждений (деформаций, трещин и пр.) элементов подвески.
Осматриваем резиновые втулки резьбовых соединений нижних креплений амортизаторов
Осматриваем резиновые втулки резьбовых соединений верхних креплений амортизаторов
Проверяем состояние защитных чехлов амортизаторов
Опускаем чехол и проверяем шток амортизатора. Потеки жидкости по штоку не допускаются
Осматриваем резинометаллические шарниры балки задней подвески
Проверяем подшипники ступиц задних колес
Проверяем пружины и буфера хода сжатия задней подвески
Обратите внимание на систему выпуска отработавших газов. Посторонние стуки, издаваемые ею, часто принимают за стук в задней подвеске.
Применение нестандартных деталей или обрыв элементов подвески глушителя могут вызвать сильный стук, особенно при перегазовках.
При проверке остановите двигатель, внимательно осмотрите систему выпуска, проверьте надежность крепления и подвеску глушителя.
Взявшись за конец выхлопной трубы, покачайте глушитель вверх-вниз и из стороны в сторону – стуков быть не должно.
Посторонние звуки, которыми сопровождается движение автомобиля, всегда являются источником раздражения. Но одно дело — скрип пластмассы в салоне или бряканье плохо закрепленного домкрата в багажнике, другое — скрип и стук в подвеске при езде по неровностям. Даже негромкий стук в передней подвеске на мелких кочках уже не просто действует на нервы — он говорит о неисправности, проигнорировав которую, Вы рискуете оказаться в серьёзной аварии. Но, впрочем, далеко не всегда при обнаружении причины посторонних звуков следует впадать в панику — всё зависит от того, что именно вышло из строя.
Причины стука в передней подвеске
Причины стука в задней подвеске
Причины стука в передней подвеске
Наиболее частыми причинами негромких стуков передней подвески являются:
Кроме этих неисправностей, причинами звонких стуков могут быть изношенные направляющие суппортов и разбитые втулки передних амортизаторов — резинометаллические снизу и резиновые сверху. Такая «болезнь» характерна для подвесок «Жигулей» и «Волг».
«Резиновый» скрип в передней подвеске при движении
Скрип в подвеске при повороте руля или торможении очень часто имеет причиной «сухую» работу шаровых опор.
Зачастую сильный скрип, похожий на скрип резины, ничего общего с ней не имеет. Скрип в подвеске при повороте руля или торможении очень часто имеет причиной «сухую» работу шаровых опор — вследствие некачественных пыльников из них вымывается смазка. Такой скрип заметнее в сухую погоду, а его пропадание в дождь подтверждает такой «диагноз». На некоторое время от него можно избавиться, проколов пыльник и введя шприцом тормозную жидкость или WD-40. Но менять шаровые всё же придётся — даже кратковременная работа без смазки сильно изнашивает вкладыш опоры. Точно такой же звук могут издавать и шарниры стоек стабилизатора, но это, скорее, исключение. При переезде через «лежачего полицейского» скрип может вызываться и опорами передних стоек, но он намного тише скрипа шаровых опор. Проверить опоры можно, поворачивая руль из стороны в сторону на месте — негромкий скрип в подвеске при поворотах руля не особенно страшен, если не «выдавило» резиновый буфер.
Сильный стук в передней подвеске
Сильный стук в передней подвеске при торможении или резком повороте на скорости, как правило, вызван разрывом сайлентблоков, ограничивающих продольный ход рычагов.
Самые сильные удары в передней подвеске связаны тем, что не работает вытекший амортизатор. Скорость сжимания-разжимания пружины в таком случае не ограничивается — амортизатор без масла не более, чем «украшение». В результате вместо плавного хода получается резкий удар — автомобильные пружины обладают огромной энергоёмкостью. Сильный стук в передней подвеске при торможении или резком повороте на скорости, как правило, вызван разрывом сайлентблоков, ограничивающих продольный ход рычагов. В зависимости от типа подвески, такие сайлентблоки могут либо выполнять двойную роль — работать на скручивание и на сжатие, или только на сжатие. На некоторых авто (например, Suzuki Jimny) роль таких растяжек играет стабилизатор — его концы крепятся через сайлентблоки к рычагам, а средние точки крепления расположены на передней панели кузова («телевизоре»). Впрочем, сам стабилизатор может играть роль упругого элемента подвески, то есть — пружины, например, на VW Transporter.
Что может стучать в передней подвеске, достаточно легко выявляется, причём роль диагностического инструмента может успешно сыграть монтажка или гвоздодёр.
Впрочем, то, что может стучать в передней подвеске, достаточно легко выявляется, причём роль диагностического инструмента может успешно сыграть монтажка или гвоздодёр — достаточно ввести её между шарниром и любой точкой, жёстко закрепленной на кузове и попытаться отжать сайлентблок (либо шаровую, рулевой наконечник и т.д., — введя монтажку между сошкой и корпусом шарнира). Сильно изношенный узел сразу «покажет» люфт, при наличии опыта так можно выявить даже незначительную выработку. Но иногда втулка сайлентблока отслаивается вследствие брака или неправильной затяжки при сборке — тогда люфт сложно выявить вручную и неисправность покажет только вибростенд, или Вы точно угадаете момент — резко нажав на педаль тормоза при движении (можно с малой скоростью) и обследовав предполагаемое место стука — иногда видно, как рычаг сдвинулся относительно своей оси.
Причины стука в задней подвеске
В принципе, эти причины те же, что и в подвеске передней:
Самые сильные удары в подвеске связаны тем, что не работает вытекший амортизатор.
В том случае, если подвеска рессорная, то «больными» местами могут стать:
Втулки задних амортизаторов («бублики») тоже могут быть причиной скрипа в задней подвеске.
Диагностируются эти неисправности так же, как и в случае с передней подвеской. Но, проверяя авто сзади, проверьте также и крепление глушителя — вполне возможно, причиной стука является он. Кроме того, слабый «резиновый» скрип в задней подвеске, может не иметь к ней отношения — иногда при движении по неровной дороге скрип, похожий на посвистывание, исходит от крестовин карданного вала, в подшипниках которых закончилась смазка. Если после шприцевания скрип не пропал — пора менять крестовины. Втулки задних амортизаторов («бублики») тоже могут быть причиной скрипа в задней подвеске — иногда они истираются в мелкую резиновую крошку и стальные шайбы не стягивают их должным образом.
Если Вы купили авто с подвеской незнакомой конструкции — не теряйтесь, — практически все неисправности диагностируются в «домашних условиях» — достаточно просто быть внимательным.
При неисправности деталей в передней подвеске автомобиля во время движения возникают различные скрипы, стуки, щелчки и дребезжания. Понятно, что это не просто так. Подвеска отчаянно сигнализирует, что необходимо провести диагностику, и чем скорее, тем лучше.
В передней подвеске не так уж много деталей, чтобы даже при простом внешнем осмотре не определить неисправность. Для этого необязательно иметь огромный опыт в ремонте подвески. Важно здесь быть внимательным, а самое главное — нужно хорошо знать устройство автомобиля и понимать, какие функции выполняют узлы и детали автомобиля.
Какие есть признаки неисправности опорного подшипника:
Как определить неисправность опорного подшипника
Рассмотрим переднюю подвеску легкового автомобиля. Несмотря на конструктивные особенности разных видов моделей, принципиально все передние подвески одинаковы. Правда, не все детали могут быть в составе подвески.
Так как у автомобиля два передних колеса, то и многие детали могут парными. Вот такой приблизительный список, что входит в состав передней подвески:
Так вот, опорные подшипники бывают не на всех моделях. Их присутствие обязательно там, где вместе с поворотным кулаком поворачивается сам амортизатор или амортизаторная стойка. Подшипник позволяет амортизатору поворачиваться в своей верхней опоре свободно, без сопротивления и лишнего трения.
Опорный подшипник (ОП) находится над передней пружиной, через него проходит шток амортизатора. В зависимости от конструктивных особенностей, он может быть сборным или являться единой деталью, но так или иначе здесь происходит крепление амортизатора к переднему лонжерону кузова.
По своей сути деталь является подшипником качения, у него широкая обойма. О П должен быть прочным, так как испытывает большие нагрузки при работе передней пружины, особенно по неровной дороге.
Неисправности опорных подшипников
Какие есть признаки неисправности опорного подшипника
По каким причинам может выйти из строя передний подшипник:
Следует заметить, что опорные подшипники не ремонтируются, неисправный подшипник подлежит только замене. Ни о каком ремонте не может быть и речи. Но деталям можно провести профилактику. С обоймы подшипника можно снять защитный чехол и обработать внутреннюю часть обоймы литиевой смазкой. Конечно, такую операцию нужно проводить на исправном ОП.
Как определить неисправность опорного подшипника
Определить неисправность ОП очень просто. Нужно открыть капот, взяться рукой за стойку амортизатора в месте ее крепления кузова и резко покачать из стороны в сторону. Если в подшипнике есть люфт или он рассыпался, стойка будет двигаться с характерными щелчками. Можно сделать наоборот — взяться за крыло и раскачивать машину в бок. Тогда при неисправном ОП кузов будет двигаться, а стойка останется почти без движения. Все движения должны сопровождаться стуками в районе дефекта.
Замена опорного подшипника
Для замены ОП потребуется домкрат, автомобильный инструмент и стяжки для пружин. Порядок разборки:
Есть один хитрый способ, при котором стяжки не потребуются для замены ОП. Пока колесо не снято, нужно в первую очередь отсоединить гайку крепления штока амортизатора. Но для замены подобным методом не мешало бы иметь небольшой опыт в ремонте ходовой части автомобилей.
В целом, работа по замене опорного подшипника не представляет большой сложности, необходимы только нормальные руки и инструмент.