Как отрегулировать стояночный тормоз
Отсутствие правильного натяжения троса может не только стать причиной того, что ручник не держит, но и привести к перегреву и ускоренному износу фрикционных накладок, барабанов. Рассмотрим как осуществляется регулировка стояночного тормоза барабанного типа, а также как подтянуть трос ручника на автомобиле с задними дисковыми тормозными механизмами.
Ручник не держит
Статья и представленные видео посвящены регулировки ручного тормоза, но в некоторых случаях ручник не держит по причине изношенных тормозных колодок либо отсутствия троса. Если ручной тормоз не работал с момента покупки автомобиля, перед началом регулировки убедитесь, что трос не был оборван из-за естественного износа или плохого крепления.
Барабанные тормоза
Проще всего регулировка ручника осуществляется на барабанной тормозной системе. Схематическое изображение устройство ручного тормоза ВАЗ 2113-15.
Поднятие рычага ручника приводит к перемещению тяги
, от которой к каждому из колес под днищем автомобиля идут контуры троса. Проходя через тормозной щит, тросы соединяются с рычагами ручного привода колодок. При поднятии ручника трос воздействует на рычаг
, верхняя часть которого закреплена на оси. В итоге созданное рычагом усилие через разжимную планку равномерно передается на тормозные колодки, прижимая их к барабанам.
В некоторых видах конструкции вместо тросов применяется комбинация тяг, но именно описанное выше устройство можно встретить на всех современных автомобилях с задними барабанными тормозами.
Как подтянуть трос
Суть регулировки заключается в перемещении уравнителя троса по тяге в направлении передней части автомобиля. В зависимости от конструкции автомобиля, механизм для регулировки может находиться в салоне либо под днищем, как в случае с ВАЗ 2115,2114,2113,2199,2109,2108, Opel Astra F и многими другими авто.

Для доступа к регулировочному механизму, расположенному в салоне, в центральном туннеле зачастую имеется специальный лючок. В нашем случае процесс описан и показан на видео на примере авто, где регулировка осуществляется под днищем, поэтому автомобиль предварительно нужно загнать на эстакаду либо смотровую яму. Инструкция, которая позволит подтянуть трос, если не держит ручник.
https://youtube.com/watch?v=B-MYBxehVRI%3Ffeature%3Doembed
Какая степень натяжки считается правильной
В случае техосмотра, который в РФ на гражданских транспортных средствах не проводится, эффективность ручного тормоза проверяется двумя способами:
https://youtube.com/watch?v=QJtdoM83GEg%3Ffeature%3Doembed
Народные методы
При самостоятельной регулировке стояночного тормоза оценить натяжение троса ручника можно двумя способами:
Владельцам ВАЗ
На автомобилях ВАЗ переднеприводной компоновки ручник может плохо держать, даже если вовремя подтягивать трос. Случается это из-за конструкции наконечника троса, ограничивающего амплитуду движения рычага ручного привода колодок. При затягивании ручника возвратная пружинка слишком рано упирается в ограничитель. Чтобы решить эту проблему, владельцы спиливают несколько витков возвратной пружины. При этом следует быть очень аккуратным, чтобы не повредить сам трос ручника, а также следить за тем, чтобы убранные отрезки были с обеих сторон равной длины.
https://youtube.com/watch?v=JVi2JF_qGEA%3Ffeature%3Doembed
Ручник на задних дисковых тормозах
Чтобы уделить больше внимания процессу регулировки и не вдаваться в тонкости принципа работы стояночного тормоза с механическим приводом на дисковых тормозах, перечислим лишь основные виды устройства.
Регулировка
В случае с наиболее распространенным барабанным типом конструкции отрегулировать ручник можно вращением регулировочной «собачки». Сам регулятор может находиться в боковой либо нижней части тормозного механизма. Доступ к нему осуществляется через технологическое отверстие в щите, которое должно быть прикрыто заглушкой.
В некоторых видах конструкции регулятор может стопориться пружинящим элементом, поэтому для освобождения и вращения «собачки» его придется отгибать. Устройство ручника на задних дисковых тормозах и регулировочный механизм отлично показаны на видео.
https://youtube.com/watch?v=SP_Cnm4T-q8%3Ffeature%3Doembed
https://youtube.com/watch?v=JZ03gtcSlR0%3Ffeature%3Doembed
Проверка эффективности и регулировка ручного (стояночного) тормоза
Проверка эффективности ручного (стояночного) тормоза
При регулировке ход рычага стояночного тормоза должен составлять 3-4 щелчка зубчатого сектора
ВНИМАНИЕ
При эксплуатации стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 23% при перемещении рычага в салоне автомобиля на 3-7 щелчков зубчатого сектора.
1. Для проверки правильности регулировки стояночного тормоза установите автомобиль на эстакаду или погрузочный пандус высотой Н, равной 1,15 м, при длине въезда L, составляющей 5 м (рис. 6.6). Такое соотношение соответствует уклону 23%.
рис. 6.6. – Проверка ручного тормоза на уклоне
2. Нажмите и удерживайте педаль тормоза. Переведите рычаг механической коробки передач в нейтральное положение (рычаг роботизированной коробки передач – в положение «N»). Поднимите до упора рычаг стояночного тормоза.
3. Плавно отпустите педаль тормоза. Автомобиль должен неподвижно удерживаться на уклоне. Если автомобиль начал скатываться вниз, необходимо отрегулировать привод стояночного тормоза (см. « Регулировка привода стояночного тормоза»).
4. При отсутствии такого пандуса для упрощенной проверки стояночного тормоза поставьте автомобиль на ровной площадке. Переведите рычаг механической коробки передач в нейтральное положение (рычаг роботизированной коробки передач -в положение «N»). Поднимите до упора рычаг стояночного тормоза. Выйдите из автомобиля и попробуйте с помощником сдвинуть его с места. Если вам это удалось, необходимо отрегулировать привод стояночного тормоза.
Вам потребуется торцовая головка «на 10».
Привод стояночного тормоза регулируют из салона.
1. Включите I передачу в механической коробке передач (рычаг роботизированной коробки передач установите в положение «R»). Установите упоры под передние колеса.
2. Вывесите задние колеса и установите заднюю часть автомобиля на опоры.
3. Нажмите 8-10 раз на педаль тормоза. Отпустите педаль.
4. Выполните пять полных ходов рычага стояночного тормоза. Опустите рычаг до упора вниз.
5. Проверьте легкость вращения задних колес. Если колеса не удается провернуть или они вращаются при приложении очень большого усилия, стояночный тормоз отрегулирован неправильно.
6. Для регулировки стояночного тормоза потяните вверх и снимите декоративную вставку облицовки тоннеля пола.

7. Снимите установленную на облицовке рычага заглушку 2 , закрывающую регулировочный узел 1 привода стояночного тормоза.
8. Ослабьте затяжку регулировочной гайки.
9. Установите рычаг привода тормоза на второй вырез зубчатого сектора.
10. Подтяните регулировочную гайку так, чтобы задние колеса перестали вращаться усилием рук.
11. Выполните 2-3 полных хода рычага и опустите рычаг до упора.
12. Проверните задние колеса руками. Полностью вывешенные колеса должны вращаться равномерно, без рывков.
13. Если колеса не вращаются, постепенно ослабляйте регулировочную гайку до начала свободного вращения колес. Допускается легкое задевание барабанов о колодки.
14. Проверьте работу стояночного тормоза. Если регулировка не дала желаемого результата, отремонтируйте привод стояночного тормоза или тормозные механизмы задних колес.
Регулировка привода стояночного тормоза
Вопросы, рассмотренные в материале:
Неправильное натяжение троса ручника влечет за собой сразу несколько проблем с техническим состоянием автомобиля. В результате этого стояночный тормоз не будет удерживать авто неподвижно, может происходить перегрев тормозного механизма, а также будет наблюдаться повышенный износ колодок, барабанов или дисков. О том, как осуществляется регулировка привода стояночного тормоза, вы узнаете из нашей статьи.
Устройство стояночного тормоза
Ручной тормоз большинства автомобилей имеет простую конструкцию и понятный принцип действия. Основными элементами этого механизма являются:
В качестве механического привода стояночного тормоза выступает металлический трос, воздействующий на тормозные колодки или трансмиссионный механизм (в зависимости от конструкции авто).
Механизм ручного тормоза включает коромысло, обеспечивающее равномерность натяжения троса на задние тормозные колодки. В состав функционального узла входят тормозные колодки задних колес автомобиля, которые приводятся в движение, как с помощью рычага стояночного тормоза, так и тормозной педалью. Такая конструкция упрощает управление автомобилем и обслуживание тормозной системы.
Работа ручника обеспечивается системой управления, включающей рычаг стояночного тормоза с храповиком, который управляет степенью натяжения троса. Как правило, рычаг ручника находится в салоне авто между сидениями водителя и переднего пассажира. В моделях автомобилей, которые оснащены автоматической трансмиссией ручника, функции рычага выполняет ножная педаль.
При включении стояночного тормоза на щитке приборов загорается соответствующая лампочка. Такой датчик служит напоминанием водителю о том, что до начала движения следует снять автомобиль с ручника. Некоторые модели авто оборудованы звуковым сигналом, который включается при начале движения машины, если затянут стояночный тормоз.
Когда нужна регулировка привода стояночного тормоза
Стояночный тормоз в авто выполняет две важные функции. Он не только удерживает автомобиль неподвижно во время стоянки и остановки, но и дублирует гидравлическую тормозную систему. Согласно действующим нормативам все автотранспортные средства в обязательном порядке комплектуются дублирующим механизмом торможения, который позволит остановить автомобиль при отказе основной системы.
Многие отечественные автолюбители не используют стояночный тормоз (или пользуются им крайне редко). Во время стоянки они оставляют машину на передаче (механическая КПП) или устанавливают рычаг переключения АКПП в положение «паркинг». Существует ошибочное мнение, что таким образом они защищают ручник от ускоренного износа.

В тоже время, любые механизмы лучше сохраняют свою работоспособность при постоянном использовании. Если стояночный тормоз с механическим приводов или с электрическим управлением работает редко, то первым элементом, который выходит из строя является трос. Такая неисправность снижает эффективность всего механизма торможения задних колес.
Пользоваться стояночным тормозом необходимо для того, чтобы обеспечить безопасность транспортного средства во время стоянки. Владельцы автомобилей с АКПП наверняка слышали неприятный скрежет и чувствовали небольшой толчок автомобиля, если попытать поставить рычаг переключения передач в положение «Паркинг», не дожидаясь полной остановки машины. Так срабатывает стопорная система трансмиссии. Она не может гарантировать удержание автомобиля во время стоянки при высоких нагрузках.
Если рассматривать авто с «механикой», то стоит отметить, что при включенной передаче во время стоянки образуется жесткая связь неработающего двигателя с ведущими колесами. При сильном воздействии (к примеру, когда тяжелый автомобиль стоит под уклоном) вращение колес приводит к проворачиванию элементов двигателя. Такая ситуация может стать причиной дорогостоящего ремонта ГРМ или мотора.
При некоторых обстоятельствах, наоборот, не рекомендуется затягивать ручник во время стоянки авто. Зимой после мойки или во время снега с дождем влага, попавшая в механизм привода ручного тормоза, замерзает и заклинивает его.
К факторам, способствующим потере работоспособности стояночного тормоза, можно отнести разрушение оболочки троса. В результате попадания грязи, пыли и влаги под оплетку, а также под влиянием коррозии трос привода ручника закисает и теряет способность перемещаться внутри оболочки, а двигается вместе с ней. Потеря подвижности троса также может происходить в результате плавления оболочки, так как привод стояночного тормоза располагается недалеко от выхлопной системы. Во всех описанных здесь случаях специалисты по ремонту автомобилей рекомендуют заменить трос ручника вместе с оболочкой.
Еще одной часто встречающейся неисправностью привода стояночного тормоза является чрезмерное растяжение троса. При этом не получится сделать нормальную регулировку ручника, поэтому он не сможет удерживать автомобиль в неподвижном состоянии. К тому же, слишком растянутые тросы мешают корректной работе задних тормозных механизмов. После замены привода ручника в обязательном порядке проводится регулировка его натяжения.

Как понять, что привод стояночного тормоза нуждается в регулировке
Специалисты рекомендуют диагностировать состояние стояночного тормоза каждые 30 тыс. км пробега либо раз в год, если автомобиль мало эксплуатируется. Кроме того, необходимо проводить диагностику работоспособности ручника при наличии подозрений на наличие неисправности. Эта достаточно простая процедура, которая может проводиться самостоятельно.

Насколько правильно выполнена регулировка привода стояночного тормоза вашего авто можно проверить двумя способами.
Симптомы, указывающие на неисправность привода стояночного тормоза:
Необходимо выполнить регулировку привода стояночного тормоза если:
Проверка состояния и регулировка привода стояночного тормоза должна выполняться квалифицированными специалистами. При наличии соответствующих знаний об устройстве автомобилей можно попытаться решить эту задачу своими силами.
Такие работы выполняются в специально оборудованном для ремонта авто месте с соблюдением требований техники безопасности. Перед началом регулировки и ремонта стояночного тормоза следует ознакомиться с устройством этого элемента на конкретном авто. Найти соответствующую информацию можно в эксплуатационной инструкции автомобиля.
Этапы регулировки привода стояночного тормоза
Работа по регулировке привода стояночного тормоза предполагает перемещение уравнителя троса ручника по направлению к передней части кузова авто. У разных моделей машин регулировочный механизм может располагаться под днищем или в салоне автомобиля.
Регулировка механизмов, располагающихся внутри автомобиля, производится через специальный лючок, который находится в центральной панели между сидениями водителя и переднего пассажира. В качестве примера приведем порядок действий по настройке привода стояночного тормоза, если регулировочный механизм расположен под днищем кузова. В этом случае автомобиль нужно установить на смотровую яму или на эстакаду.

Инструкция по регулировке привода стояночного тормоза:
Проверка регулировки привода стояночного тормоза входит в программу обязательного техосмотра автотранспортных средств. В этом случае выполняются следующие операции:
Существует несколько методов, с помощью которых можно самостоятельно проверить натяжение троса привода стояночного тормоза:
Отдельно стоит отметить конструкционную особенность переднеприводных моделей ВАЗ. У таких авто наблюдается недостаточная натянутость троса ручника даже после правильно выполненной регулировки привода стояночного тормоза. Это происходит потому, что наконечник троса ограничивает перемещение рычага. Когда происходит затягивание ручника возвратная пружина слишком рано соприкасается с ограничителем. Для устранения этой проблемы некоторые автолюбители производят спиливание ряда витков возвратной пружины. Выполнять такую операцию следует очень аккуратно, чтобы не деформировать трос привода стояночного тормоза. При этом, отрезанные витки с обеих сторон пружины должны иметь одинаковую длину.
Проверка, подготовка, регулировка
О чем речь? Стояночный тормоз периодически ослабляется, что делает невозможным надежное удержание автомобиля на месте. Причиной могут быть изношенные колодки, неисправности в тормозной системе или растянувший тросик ручника.
Как правильно? Чтобы подтянуть ручник, нужно пошагово выполнить несколько несложных действий. Однако без набора инструментов, подходящего помещения и опыта ремонтных работ процесс может вызвать затруднения.
Функции и устройство стояночного тормоза автомобиля
Название данного механизма полностью соответствует его основному назначению – предотвратить движение автомобиля во время стоянки, что особенно актуально, если он припаркован на склоне.

Основной функционал ручника:
Естественно, слишком часто применять ручник дополнительно либо в качестве замены не рекомендуется, поскольку его основным предназначением является гарантия полной неподвижности автомобиля во время стоянки. Важно сказать, что не стоит чрезмерно натягивать тросик. Если при движении автомобиля начать тормозить при помощи ручника, то с большой долей вероятности он сорвется с траектории.
Подробно рассмотрим структуру ручника и систему его работы. Стояночный тормоз имеет три блока, являющихся самостоятельными:
Привод – это трос небольшого размера, выполненный из металла, он проходит между исполнительными механизмами и ручкой, расположенной в салоне. Когда водитель поднимает рычаг, через трос усилие сообщается тормозным колодкам. При этом регулировка уровня натяжения троса производится при помощи коромысла, распределяющего усилие на каждое колесо.
Тормозные колодки относятся к исполнительным устройствам. Они начинают работать при нажатии на педаль тормоза, что упрощает систему торможения в целом и обеспечивает ее надежность. Обслуживание автомобиля существенно облегчается, если тормозной механизм частично совмещен.
Как правило, СТ приводят в рабочее положение, используя рычаг, который установлен в салоне вблизи центрального тоннеля. В составе узла есть храповый механизм, который натягивает трос до необходимого значения. При затяжке рабочего ручника на панели приборов загорается отдельная лампочка, сигнализирующая о том, что машина находится на стояночном тормозе.
В большинстве современных автомобилей при попытке начать движение с поднятым ручником водитель предупреждается специальным звуком, что уменьшает вероятность растяжения троса из-за забывчивости владельца машины.
Проверка ручника
Поскольку периодически надо проводить ревизию различных узлов автомобиля, и в том числе стояночного тормоза, следует знать, как осуществить проверку правильно, где нужно подтягивать ручник, как часто это делать. Проверку СТ на работоспособность рекомендуется выполнять на регулярной основе раз в месяц, но некоторые производители автомобилей предлагают ориентироваться на уровень пробега – каждые 30 тысяч пройденных километров.
Если вы считаете, что продуктивность стояночного тормоза значительно понизилась, то не стоит дожидаться конкретного срока для проведения обслуживания ручника – выполняйте его по необходимости.
Выделяют два самых распространенных метода диагностики состояния ручника:

Значительное понижение эффективности фиксирования колес ручником может возникать по нескольким главным причинам:
Таким образом, мы видим, что сам ручник не всегда отвечает за снижение эффективности торможения.
Назовем случаи, в которых ручник нуждается в регулировке:
В целом задача по регулировке натяжения троса несложная, и при нехватке времени для обращения в автосервис вы можете сделать это своими руками, даже не имея опыта.
Однако здесь тоже есть свои подводные камни. Они связаны с тем, что подобные манипуляции необходимо проводить, соблюдая технику безопасности, так как вам потребуется полный доступ к нижней части автомобиля. Перед регулировкой будет полезно обратиться к руководству пользователя, чтобы изучить конструктивные особенности ручника в части его привода.
Подробная инструкция
Уравнитель троса ручного тормоза перемещается к передней части кузова автомобиля в процессе регулировки привода стояночного тормоза. В зависимости от марки автомобиля регулировочный механизм находится или в районе днища, или в салоне.
Отрегулировать механизмы, находящиеся внутри автомобиля, возможно через специальный люк, который располагается в центральной панели между водителем и передним пассажиром. Для примера расскажем о порядке настройки привода ручника, регулировочный механизм которого находится в нижней части автомобиля. При этом машину необходимо загнать на эстакаду или смотровую яму.
Пошаговая инструкция, объясняющая, как подтянуть ручник и правильно отрегулировать его привод:

Проверка состояния привода ручного тормоза входит в программу обязательного технического осмотра автомобиля. Для этого производятся следующие действия:
Если проверка выявила неисправность, необходимо подтянуть трос ручного тормоза. Можно и другими методами самостоятельно выяснить, соответствует ли норме состояние стояночного тормоза:
После такой регулировки привода стояночного тормоза детали должны пройти обкатку, для чего достаточно проехать 100-200 км. В итоге прилегание накладок к барабану станет оптимальным.
Отдельно стоит выделить конструктивную особенность моделей автоконцерна ВАЗ с передним приводом. В таких автомобилях трос стояночного тормоза не имеет достаточного натяжения даже после правильной регулировки привода ручника. Это связано с тем, что кончик троса ограничивает движение рычага. При вытягивании ручника возвратная пружина очень быстро упирается в ограничитель.
Возникает вопрос, как подтянуть тросик ручника в этой ситуации, что избежать данной проблемы? Некоторые автовладельцы срезают несколько витков возвратной пружины. Эту операцию следует выполнять очень осторожно, чтобы не произошла деформация троса ручного тормоза. В этом случае обе стороны пружины должны иметь одинаковую длину отрезка витка.
Мнения владельцев автомобилей о регулировке ручника

После завершения работ по регулировке нужно поставить машину на землю и проверить ручник в действии, если все сделано правильно, то машина будет надежно стоять на месте и сдвинуть ее не получится даже нескольким крепким мужчинам. В противном случае надо будет снова подтянуть ручник.
Признаки неисправности и их устранение
Тормозная система в автомобиле отвечает за контролируемое снижение его скорости в процессе движения, за полную остановку и за удержание автомобиля в неподвижном состоянии во время остановки. Соответственно, для этих целей в автомобиле предусмотрено несколько видов тормозных систем: рабочий тормоз, вспомогательный тормоз (замедлитель), запасная тормозная система и стояночный ручной тормоз. Каждая система нуждается в проверке, если появились подозрения на неисправность. В этой статье будет рассмотрена процедура проверки ручного тормоза.
Как устроена работа ручного тормоза

Ручной тормоз обеспечивает неподвижность машины во время стоянки на уклонах, на неровной местности и на искусственных сооружениях (эстакадах).
Стояночная тормозная система помимо этого помогает трогаться с места на участке с подъемом, не позволяя автомобилю скатываться назад. Опытные водители также используют ручник для контролируемого заноса, однако для этого необходима практика и наработанные навыки. Экспериментировать с техникой управления заносом с помощью ручника новичкам не рекомендуется.
Стояночный ручной тормоз может спасти в аварийной ситуации, когда основная тормозная система вышла из строя. В этом случае достаточно резко поднять рычаг ручника, чтобы автомобиль полностью остановился. Даже если это устройство не используется часто по своему прямому назначению, его аварийная функция будет весьма полезной всегда. По этой причине важно вовремя производить проверку ручного тормоза.

Для диагностики состояния ручной тормозной системы и ее своевременного восстановления следует изучить устройство этой системы. Благо, оно совсем не сложное. Привод ручного тормоза, являющийся его основой, представляет собой трос, который управляется рычагом. Трос в свою очередь действует на исполнительное устройство. Структура стояночной тормозной системы может различаться у разных производителей и в разных комплектациях моделей. Одни модели автомобилей оснащены ручным тормозом, трос которого связан с тормозными элементами задней оси, в других моделях трос передает усилие на карданный вал.
В общем случае принцип следующий: поднимая рычаг ручного тормоза, водитель тем самым натягивает трос, который через распределитель передает равное давление на колодки задней оси.
О том, что ручник активен, сигнализирует соответствующий индикатор на приборной панели автомобиля. Индикатор также помогает выявить возможную неисправность ручника. При неактивном состоянии исправного ручника индикатор не должен гореть.
Также выполнить проверку стояночного тормоза можно на уклоне в 25 %. При таком значении ручной тормоз должен надежно держать машину. Если этого не происходит, проверка не пройдена, и необходима настройка стояночной тормозной системы.
Что указывает на необходимость проверки ручного тормоза автомобиля

Прежде всего, отметим, что ручной тормоз легко выходит из строя, если, к примеру, забыть опустить рычаг перед началом движения и проехать при рабочем его положении некоторое расстояние. Тормозные колодки в этом случае достаточно быстро износятся и в результате перестанут воздействовать на тормозной барабан.
Вторая возможная причина выхода из строя ручника — растянутый или плохо подтянутый трос. Регулировка троса обязательна, если ручник не держит автомобиль на склоне при 5-7 щелчках поднятия рычага. При этом подтяжка тормозного троса возможна не более четырех раз. После этого необходимо менять уже тормозные колодки ручного тормоза.
Стояночная тормозная система обычно выходит из строя по причине окисления стального троса, что затрудняет движение троса внутри оболочки, а также из-за повреждения отдельных нитей троса или их удлинения. Коррозию тормозного троса вызывает попавшие на трос вода, снег или лед. На это могут повлиять погодные условия, но чаще в данной ситуации виноват автовладелец, небрежно эксплуатирующий автомобиль.

Нити троса растягиваются или разрываются по разным причинам:
Тормозной трос не является расходным материалом и при грамотном использовании может служить практически вечно. Но периодическая проверка троса все же не повредит, поскольку в ряде случаев приходится регулировать всю тормозную стояночную систему, в том числе и тормозной трос. Каким же образом проводится эта проверка?
Рассмотрим несколько способов проверки троса, а также признаки его неисправности.
Диагностика и регулировка ручного тормоза является важной частью обслуживания автомобиля. Самая серьезная поломка в стояночной тормозной системе – это обрыв троса. Его же проще всего обнаружить. Обрыв троса сопровождается характерным металлическим звуком под днищем. Чаще все трос рвется, когда ручник пытаются слишком сильно затянуть.
Другая проблема, связанная с тросом – его «закисание» внутри оболочки или обрыв отдельных нитей, что значительно затрудняет свободное движение троса в оболочке. Проявляется это в том, что рычаг очень туго поднимается либо вообще не двигается, а также при его опускании задние колеса могут оставаться заблокированными.
Наоборот, слишком легкий ход рычага при отчетливо слышимой работе возвратных пружин может говорить о сильном растяжении троса. Колеса могут полностью не блокироваться даже с максимально поднятым рычагом. В этом случае трос требуется отрегулировать или заменить.
Для наиболее эффективной проверки ручного тормоза, рекомендуется обеспечить доступ к днищу автомобиля, загнав его на яму или на эстакаду либо подняв машину на подъемнике. При отсутствии такой возможности следует максимально расчистить место под днищем и забраться туда для непосредственной проверки и ремонта. С собой необходимо иметь соответствующий инструментарий, чтобы снять защитный кожух стояночного тормозного механизма снизу.
Желательно выполнять проверку вместе с помощником, который сможет периодически поднимать и опускать рычаг в салоне автомобиля. Под днищем в это время контролируется ход троса в оболочке, проверяется сам трос на отсутствие коррозии, закисленных участков и порванных нитей. Если видимых неполадок не обнаружено, а их признаки остаются, трос нужно снять для тщательного осмотра.
Как выполняется проверка исправности ручного тормоза
Далеко не всем водителям известно о необходимости проверки ручника через каждые 30 000 км. Сами условия исправности ручного тормоза четко обозначены в ПДД. Так, ручник исправен, если он способен держать автомобиль неподвижно на ровной местности с уклоном 25 градусов при поднятом на 2-8 щелчков рычаге.

Проверку на исправность ручника можно выполнить и в отсутствии подходящего уклона. Для этого производятся следующие операции:
Следующим этапом нужно проверить ход рычага ручника, сосчитав максимальное количество щелков, на которое он поднимается. Если это число больше восьми, тормоз недостаточно надежен и на уклоне он не удержит машину. При менее чем двух щелчках свободного ходя рычага колеса будут немного пробуксовывать в процессе движения автомобиля.
Другой способ проверки состоит в следующем. При запущенном двигателе рычаг ручника поднимается до упора, включается первая передача и затем плавно нажимается педаль сцепления. Если двигатель заглох, ручной тормоз исправен. В противном случае машина тронется с места даже с поднятым рычагом ручника. А это значит, что трос ручника нужно отрегулировать либо заменить. Чаще всего регулировки будет достаточно. Подтягивается трос довольно просто без помощи специалистов.
Наконец, причина неисправности тормозной системы может быть заключена в колодках. Их состояние тоже нуждается в проверке. Важно избегать настройки кабеля ручника, пытаясь компенсировать таким образом износ тормозных колодок.
Износ тормозных колодок на задних колесах зависит от характера вождения. В среднем колодки изнашиваются после 100 тыс. км пробега. В случае неравномерного их износа стояночная тормозная система будет нуждаться в полной регулировке.
Регулировка узла после проверки ручного тормоза

Для качественной проверки лучше расположить автомобиль над ямой или на эстакаде, а при отсутствии такой возможности – приподнять заднюю часть машины домкратом, установив предварительно противооткатные элементы.
Работы следует начинать с ознакомления с инструкцией от производителя, где описаны все особенности стояночной тормозной системы автомобиля.
Алгоритм проверки следующий:
В некоторых случаях тормозные тросы не нуждаются в замене. Требуется лишь оснастить их дополнительным регулятором, обеспечивающим нужное натяжение без провисаний. Регулятор представляет собой обычный зажим, который закрепляют прямо на кабеле.
Имеющийся регулятор прежде всего нужно слегка ослабить. Далее закрепите зажим и ликвидируйте провисание, затянув боковой болт.
Почему проверку ручного тормоза лучше проводить в автосервисе

Автомобильные сервисы сегодня оснащены современным оборудованием и укомплектованы штатом профессиональных и опытных работников. Это позволяет производить максимально полную проверку и ремонт тормозной системы в следующих направлениях:
Помимо полноценной проверки стояночной тормозной системы, сервисная диагностика оценивает работоспособность переднего и заднего суппортов. В результате диагностики формируется подробный план ремонтных работ, рассчитывается смета их проведения и определяются конкретные сроки максимально быстрого устранения всех неисправностей.
Дополнительно про Solaris

При эксплуатации стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 23% при перемещении рычага в салоне автомобиля на 3-7 щелчков зубчатого сектора.















