До 2014 года Hyundai Solaris оснащались 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. После рестайлинга завод начал устанавливать 6-ступенчатый автомат на автомобили с 1,6-литровым двигателем. Коробка передач оказалась отличной, однако есть некоторые недостатки. Помимо конструкции АКПП, необходимо знать принципы работы автоматической коробки передач, и этим мы сейчас займемся.
Автоматическая коробка Hyundai A4CF1
4-ступенчатая автоматическая коробка Хендай A4CF1 выпускалась в Корее с 2005 по 2019 годы и устанавливалась на такие модели как Рио и Сид, но больше всего известна как акпп Солярис. Коробка предназначается для моторов до 1.6 литра 156 Нм и имеет много общего с акпп F4A41.
В семейство A4CF также входят:
A4CF0 и
A4CF2.
Технические характеристики 4-акпп Hyundai A4CF1
В 2005 году компания Хендай представила новую 4-ступенчатую акпп для компактных моделей с двигателями до 1.6 литра и 156 Нм. Эта коробка имела немало общего с кпп Mitsubishi F4A41. Конструкция типична для гидромеханического автомата: крутящий момент мотора передается посредством гидротрансформатора, а передаточное число подбирается планетарными рядами. Управляется акпп гидроблоком из пяти соленоидов и электроклапана линейного давления VFS.
Передаточные числа кпп A4CF1
На примере Hyundai Solaris 2012 года с двигателем 1.4 литра:
Аналогичные трансмиссии других производителей:
На какие машины ставилась коробка Хендай-Киа A4CF1
Производитель считает смазку в трансмиссии залитой на весь срок ее службы, но сервисмены рекомендуют обновлять ее раз в 50 000 км пробега и это сильно продлит ресурс соленоидов. Всего в коробке 6.8 литра Hyundai ATF SP-III, однако при частичной смене сливается 3.5 литра. Существуют методики полной замены методом замещения и для этого нужно 9 литров смазки.
Еще вам могут понадобиться следующие расходники (для смены фильтра нужно снять поддон):
Замена масла и фильтра в A4CF1 на примере Солярис
Недостатки, поломки и проблемы коробки A4CF1
Наиболее известной проблемой этого автомата являются обрывы проводки соленоидов, которые могут проявится еще до 50 000 км и коробка будет уходить в аварийный режим. Владельцы отмечают, что такая поломка обычно появляется с перегревом трансмиссии.
Фрикцион блокировки гидротрансформатора в автомате изнашивается довольно быстро и если регулярно не менять масло, то соленоиды гидроблока особенно долго не служат. Еще грязная смазка сокращает ресурс маслонасоса, его втулку попросту проворачивает.
На большом пробеге нередко встречается разрушение планетарных рядов трансмиссии. От износа в них сначала немного увеличиваются зазоры и появляются небольшие шумы, но потом разбивает посадочное место пальца сателлита и они попросту разваливаются.
Также на профильных форумах владельцы часто жалуются на течи масла по сальникам и на отслоение тефлоновых колец в задней крышке, из-за чего падает давление смазки.
Производитель заявил ресурс A4CF1 в 180 000 км, но обычно она служит до 250 000 км.
Цена четырехступенчатой акпп Hyundai A4CF1
АКПП 4-ступ. Hyundai-Kia A4CF1
* КПП не продаем, цена указана справочно
Рассказ об основных проблемах акпп A4CF1
6-ступенчатая автоматическая коробка Hyundai A6MF1 либо A6F24 производится с 2009 года и ставится на многие модели концерна, однако у нас известна по кроссоверам Sportage и Tucson. На автомобили марки SsangYong такая акпп устанавливается под собственным индексом 6F24.
В семейство A6 также входят:
A6GF1,
A6MF2,
A6LF1,
A6LF2 и
A6LF3.
Технические характеристики 6-акпп Hyundai A6MF1
Сухой вес коробки по каталогу составляет 79.9 кг
Описание устройства кпп Хендай A6MF1
В 2009 году дебютировало большое семейство 6-ступенчатых автоматов компании Хендай-Киа и одним из его представителей был A6MF1, рассчитанный на двигатели до 2.4 литров и 235 Нм. Конструкция кпп классическая: момент от двс передается посредством гидротрансформатора, передаточное отношение тут выбирается планетарным редуктором, фиксируется фрикционами, а управляется акпп гидроблоком электромагнитных клапанов при помощи селектора в салоне.
За время выпуска коробка не раз модернизировалась и существует целый ряд ее модификаций, это нужно в обязательном порядке учитывать при выборе контрактной кпп на нашей вторичке.
Передаточные числа кпп A6MF1
На примере Hyundai Tucson 2017 года с двигателем 2.0 литра:
На какие машины ставится коробка Хендай-Киа A6MF1
В официальном мануале указан интервал смены масла в трансмиссии раз в 90 000 км пробега, но рекомендуется обновлять ее каждые 50 000 км, так как кпп чувствительна к чистоте смазки. Всего в коробке 7.3 литра Hyundai ATF SP-IV, но при частичной замене входит около 4.5 литров, однако имеется методика со сливом масла из шлангов радиатора и тогда заливается 7.5 литра.
Еще вам могут понадобиться некоторые расходники (для смены фильтра нужно разобрать кпп):
Как заменить масляный фильтр в автомате A6MF1
Недостатки, поломки и проблемы коробки A6MF1
Первые годы выпуска производитель боролся с немалым количеством недоработок кпп, самой известной из которых являлось самооткручивание болтов центральной шестерни. А это нередко заканчивалось выходом из строя трансмиссии и заменой ее по гарантии. Также тут долго не могли устранить толчки при переключении, был целый ряд прошивок.
Эта коробка славится очень высокими требованиями к чистоте смазки и если обновлять ее по официальному регламенту, то у вас попросту забьются грязью каналы гидроблока, затем появятся толки и рывки, а закончится все масляным голоданием и поломкой акпп.
Еще одной фирменной проблемой автомата служит появление хруста в дифференциале из-за срыва шлицов его корпуса. Просто эта трансмиссия не терпит частых пробуксовок. Ремонтировать придется запчастями с разборки, так как новый узел стоит очень дорого.
К слабым местам кпп относят датчик температуры масла, шлейф-проводку соленоидов, а еще пластиковый поддон, он лопается когда перетягивают его болты, борясь с течами. Также насос первой версии был выполнен на втулке и при перегреве его проворачивало.
Производитель заявляет ресурс A6MF1 в 180 000 км, но обычно она служит и 300 000 км.
Цена шестиступенчатой акпп Hyundai A6MF1
АКПП 6-ступ. Hyundai A6MF1
Подробный обзор неисправностей акпп A6MF1
Автоматическая коробка Hyundai-Kia A6GF1
6-ступенчатая автоматическая коробка Hyundai-Kia A6GF1 или A6F22 выпускается с 2009 года и ставится практически на все компактные модели концерна с двигателями до 216 Нм момента. На нашем рынке такая трансмиссия прежде всего известна как акпп Киа Рио и Хендай Солярис.
В семейство A6 также входят:
A6MF1,
A6MF2,
A6LF1,
A6LF2 и
A6LF3.
Технические характеристики 6-акпп Hyundai A6GF1
Сухой вес коробки по каталогу составляет 75.9 кг
В 2009 году компания Hyundai-Kia представила целую линейку новых 6-ступенчатых автоматов и самой слабой была акпп A6GF1, рассчитанная на двигатели до 2.0 литров и 216 Нм момента. Конструкция тут простая: гидротрансформатор, планетарный редуктор, набор муфт и тормозов, блок электромагнитных клапанов, селектор управления, связанный с коробкой гибким тросом.
За все время производства этот гидромеханический автомат неоднократно модернизировался и после базовой версии появились обновленные трансмиссии с индексами A6GF1-1 и A6GF1-2. Например в новой модификации гидротрансформатора четыре диска сцепления вместо одного.
Передаточные числа кпп A6GF1
На примере Kia Rio 2018 года с двигателем 1.4 литра:
На какие машины ставится коробка Хендай-Киа A6GF1
В разных мануалах указаны отличные интервалы смены масла в коробке: от 60 до 90 тысяч км, но рекомендуем обновлять его раз в 50 тысяч км, так как акпп требовательна к чистоте смазки. Всего в трансмиссии 7.3 литра Hyundai ATF SP-IV, но при его частичной замене входит 4.5 литра. Есть методика полной смены масла со сливом из шлангов радиатора, тогда зальется 7.5 литра.
Также могут понадобиться следующие расходники (чтоб сменить фильтр нужно разбирать кпп):
Инструкция по полной замене масла в акпп A6GF1
Недостатки, поломки и проблемы коробки A6GF1
В первые годы производства этот автомат славился большим количеством недоработок. Самой известной проблемой кпп являлось откручивание болтов центральной шестерни, которое нередко приводило к фатальным последствиям и выходу из строя трансмиссии. Также очень долго боролись с рывками при переключении при помощи новых прошивок.
Эта трансмиссия весьма требовательна к чистоте смазки и если долго не менять масло, то вскоре появятся толчки-рывки при переключении из-за забитых клапанов гидроблока. А дальнейшая эксплуатация чревата масляным голоданием всех узлов и поломкой акпп.
При чрезмерно активной эксплуатации автомобиля, особенно с частыми пробуксовками, может появиться сильный хруст в коробке из-за срыва шлицов корпуса дифференциала. Ремонт новыми запчастями стоит неоправданно дорого, проще найти контрактный узел.
Первые версии насоса были выполнены на втулке и его проворачивало из-за перегрева. Еще часто выходит из строя шлейф-проводка соленоидов и датчик температуры смазки, а также трескается пластиковый поддон, когда перетягивают его болты борясь с течами.
Производитель заявил ресурс кпп A6GF1 в 180 000 км, но она обычно ходит 250 000 км.
Цена шестиступенчатой акпп Hyundai A6GF1
АКПП 6-ступ. Hyundai A6GF1
Обзор неисправностей аналогичной акпп A6MF1
До 2014 года на автомобиль Hyundai Solaris устанавливалась 4-ступенчатая автоматическая коробка передач. После рестайлинга на автомобили с двигателем 1,6 л завод стал устанавливать 6-ступенчатую автоматику. Коробка оказалась отличной, но к ней есть некоторые нарекания. Помимо устройства АКПП, нужно знать правила эксплуатации автомобиля с автоматом, чем мы сейчас и займемся.
Какой автомат установлен на Хёндай Солярис
До 2014 года на Солярис можно было установить только 4-ступенчатый автомат A4CF1 вне зависимости от объема двигателя. С 2009 года компания совместно с Mitsubishi приступила к разработке и испытаниям новой шестиступенчатой автоматической коробки передач A6GF1, пришедшей на смену устаревшей пятиступенчатой АКПП. Изначально новая коробка устанавливалась на лимитированную серию Hyundai Avante в комплектациях HD/MD, а позже коробка досталась Sonata, Opirus, Kia Optima и ряду других автомобилей, включая Hyundai Solaris.
4-ступенчатая автоматическая коробка передач A4CF1.
6-ступенчатая автоматическая коробка передач A6GF1.
По официальным данным, Солярис с новой 6-ступенчатой АКПП стал экономичнее, динамичнее и плавнее, хотя цифры это не всегда подтверждают. С двигателем Gamma 1.6 и механической коробкой передач автомобиль выдает потребителям 6,1 л/100 км в смешанном цикле.
Солярис с автоматом и таким же мотором просит 6,5 литров в смешанном цикле, а разгон до сотни с использованием автомата увеличился на секунду — с 10,3 до 11,3.
Классификация и конструктивные особенности АКПП
АКПП со снятым поддоном.
По стандартам компании индекс коробки передач A6GF1 и A4СF1 расшифровывается следующим образом:
В некоторых модификациях АКПП A6GF1 вы встретите индекс L, который означает, что коробка рассчитана на крутящий момент не менее 400 Нм вместе с дизелем 2,4-3,8 л. Буква М указывает на способность АКПП передавать до 280 Нм крутящего момента и работать с бензиновыми и дизельными двигателями объемом 1,6-2,4 литра.
Расшифруйте марки АКПП A6GF1, A6MF1/2 и A6LF1/2/3.
Гидромеханический двигатель на «Солярисе» имеет классическую конструкцию — гидротрансформатор, многоступенчатые планетарные коробки передач, фрикционная и перепускная муфты. Тем не менее, АКПП A6GF1 имеет несколько особенностей, отличающих ее от других моделей:
Ремонт и обслуживание АКПП Хёндай Солярис
Отличие панели приборов от АКПП в отдельном окне с режимом работы коробки передач.
Первые работы по техническому обслуживанию шестиступенчатой АКПП семейства A6GF1 следует проводить каждые 30 000 км.
В это время проверяют уровень и качество масла в картере, а его замену следует проводить при пробеге 80-100 тыс км в зависимости от режима эксплуатации. Масло ATF для всех АКПП Соляриса использует стандарт SP4 в объеме от 7,3 до 7,8 литров в зависимости от модификации коробки. При замене масла необходимо менять фильтр. Каталожный номер фильтра 367010BC.
Масло ATF SP-IV.
Масляный фильтр АКПП Solaris — каталожный номер 367010BC.
При замене масла фильтр меняется.
Замена масла АКПП проводится при пробеге 80-100 тыс км.
Шестиступенчатая автоматическая коробка передач очень чувствительна к качеству и давлению масла. При пробеге более 140-150 тысяч обычно требуется замена ремкомплекта прокладок и сальников. Если их вовремя не заменить, соленоиды могут выйти из строя, после чего нагрузка значительно возрастает. Если давление масла ниже нормы (течь масла, низкий уровень), велика вероятность выхода из строя фрикционов. В таких случаях необходимо использовать полный ремкомплект с индексом 367007.
Своевременно обслуживая АКПП на Солярисе, можно добиться высокого ресурса агрегата и корректной работы. Следите за уровнем масла в коробке и всем удачи!
До 2014 года Solaris мог быть оснащен только 4-ступенчатой автоматической коробкой передач A4CF1, независимо от объема двигателя. С 2009 года компания в сотрудничестве с Mitsubishi начала разработку и испытания новой шестиступенчатой автоматической коробки передач A6GF1, которая заменила устаревшую пятиступенчатую автоматическую коробку передач. Новая коробка передач первоначально устанавливалась на ограниченную серию Hyundai Avante в комплектациях HD/MD, а затем попала на Sonata, Opirus, Kia Optima и некоторые другие автомобили, включая Hyundai Solaris.
A6GF1 6-ступенчатая автоматическая коробка передач.
Согласно официальным данным, Solaris с новой 6-ступенчатой автоматической коробкой передач более экономичен, более динамичен и более плавный, хотя цифры не обязательно доказывают это. С двигателем 1.6 Gamma и механической коробкой передач автомобиль потребляет 6,1 л/100 км в комбинированном цикле.
Solaris с автоматом и тем же двигателем просит 6,5 литров в комбинированном цикле, а разгон до 100 благодаря появлению автомата увеличился на секунду – с 10,3 до 11,3.
Автоматическая коробка передач со съемным лотком.
Согласно стандартам компании, индекс передачи A6GF1 и A4CF1 расшифровывается следующим образом:
В некоторых версиях автоматической коробки передач A6GF1 можно встретить индекс L, который означает, что трансмиссия рассчитана на крутящий момент не менее 400 Нм от 2,4-3,8 л дизеля. Буква M указывает на способность автоматической коробки передач передавать крутящий момент до 280 Нм и работать с бензиновыми или дизельными двигателями объемом от 1,6 до 2,4 л.
Индексы передачи: A6GF1, A6MF1/2 и A6LF1/2/3.
Автоматическая коробка передач в Solaris имеет классическую конструкцию – гидротрансформатор, несколько планетарных передач, фрикционные муфты и односторонние сцепления. Однако A6GF1 имеет несколько особенностей, которые отличают его от других моделей:
Отличием приборной панели от автоматической коробки передач является наличие отдельного окна, отображающего режим работы коробки передач.
Первые регламентные работы на шестиступенчатой автоматической коробке передач семейства A6GF1 следует проводить через каждые 30 000 км пробега.
В это время следует проверить уровень и качество масла в картере, а замену масла следует проводить через 80-100 000 км, в зависимости от режима эксплуатации. Масло ATF для всех автоматических трансмиссий Solaris используется в стандарте SP4 объемом от 7,3 до 7,8 литров в зависимости от модификации трансмиссии. При замене масла необходимо также заменить фильтр. Номер детали фильтра – 367010BC.
Масляный фильтр автоматической трансмиссии Solaris – номер детали 367010BC.
Фильтр следует менять одновременно с заменой масла.
Замена масла в автоматической коробке передач производится при пробеге 80-100 тыс. км.
Шестиступенчатая автоматическая коробка передач очень чувствительна к качеству и давлению масла. На передачах свыше 140-150 тыс. км потребуется замена сальника и комплекта прокладок. Если их своевременно не заменить, катушки могут выйти из строя, и нагрузка на них значительно возрастает. Если давление масла слишком низкое – утечка масла, низкий уровень масла – фрикционные муфты могут выйти из строя. Если давление масла слишком низкое, проскальзывающие муфты могут выйти из строя. В этом случае используйте полный ремонтный комплект (номер детали 367007).
Своевременное обслуживание автоматической трансмиссии вашего Solaris обеспечит длительный срок службы агрегата и его правильную работу. Обратите внимание на уровень масла в коробке передач и желаем вам счастливого пути!
Видео о замене масла в АКПП на Хёндай Солярис
4 Какое масло лучше всего использовать в коробке передач автомобиля Hyundai Solaris?
10 Замена масла в АКПП в Hyundai Solaris своими руками: при каком пробеге менять, выбор масла
1 Проверка уровня масла в коробке передач Hyundai Solaris: автоматическая коробка передач и механическая коробка передач
До 2014 года на Солярисах могла быть установлена только 4-ступенчатый автомат A4CF1 независимо от объёма двигателя. Ещё с 2009 года компания совместно с Мицубиси начала разработку и испытания новой шестиступенчатой АКПП A6GF1 , которая пришла на смену устаревшему пятиступенчатому автомату. Изначально новую коробку устанавливали на лимитированную серию Хёндай Аванте в комплектациях HD/MD, а позже коробка досталась Сонате, Опирусу, Киа Оптима и ещё нескольким автомобилям, в том числе и Хёндай Солярису.
По официальным данным, Солярис с новой 6-ступенчатой автоматической коробкой стал экономичнее, динамичнее и плавнее, хотя цифры не всегда это подтверждают. С двигателем Gamma 1,6 и с механической КПП автомобиль потребляет 6,1 л/100 км в смешанном цикле.
Солярис с автоматом и таким же мотором просит 6,5 л. в смешанном цикле, а разгон до сотни с появлением автомата вырос на секунду — с 10,3 с до 11,3 .
По стандартам компании, индекс коробки передач A6GF1 и A4СF1 расшифровывается следующим образом:
В некоторых модификациях АКПП A6GF1 можно встретить индекс L , что значит, что коробка рассчитана на крутящий момент не менее 400 Нм в паре с дизелем объёмом 2,4–3,8 л. Литера М говорит о способности АКПП передавать до 280 Нм крутящего момента и работать с бензиновыми и дизельными моторами объёмом 1,6–2,4 л.
Расшифровка маркировки АКПП A6GF1, A6MF1/2 и A6LF1/2/3.
Гидромеханический автомат на Солярисе имеет классическую конструкцию — гидротрансформатор, несколько планетарных редукторов, фрикционных и обгонных муфт. Тем не менее АКПП A6GF1 имеет несколько особенностей, отличающих её от других моделей:
Какой автомат стоит на Хёндай Солярис
На автомобиле Хёндай Солярис до 2014 года устанавливалась 4-ступенчатая автоматическая коробка передач. После рестайлинга на автомобили с двигателем 1,6 литра завод начал установку 6-ступенчатых автоматов. Коробка показала себя отлично, тем не менее и к ней есть некоторые претензии. Кроме конструкции АКПП, необходимо знать правила эксплуатации автомобиля с автоматом, чем мы сейчас и займёмся.
Отличие панели приборов с АКПП состоит в отдельном окошке с режимом работы коробки передач.
Первые регламентные работы с шестиступенчатой АКПП семейства A6GF1 должны проводиться каждые 30000 км пробега.
В это время проверяется уровень и качество масла в картере коробки, а его замена должна проводиться на пробеге 80–100 тысяч км в зависимости от режима эксплуатации. Масло ATF для всех АКПП Соляриса применяется стандарта SP4 в объёме от 7,3 до 7,8 л . в зависимости от модификации коробки. При замене масла необходимо проводить замену фильтра. Каталожный номер фильтра — 367010ВС .
Детские болезни автомата и задиры в цилиндрах
В первой части обзора этого бестселлера корейской марки мы выяснили, что хотя кузов и собран из тонкой жести с помощью клея, а в багажнике вместо пола лежит обычный картон, крупных неприятностей от Соляриса ждать не надо. Особенно в салоне, ходовой части и электрике. Главное – не попадать в ДТП. Ну, а что тут с моторами и коробками?
Трансмиссия
У читывая, что выбор моторов на Солярисе ограничен всего двумя вариантами, разных коробок передач оказывается неожиданно много. Механических коробок две. Первая — пятиступенчатая M5CF1-1 на всех машинах с моторами 1,4 л и машинах с 1,6-литровым мотором до рестайлинга. После рестайлинга со старшим двигателем предложили более крепкую и ресурсную шестиступку M6CF1. Обе они с тросовым механизмом переключения и полностью взаимозаменяемы, даже стартер и полуоси с ними стоят одинаковые.
Автоматические коробки представлены старой доброй четырехступкой A4CF1 и шестиступенчатой коробкой A6GF1 на машинах после рестайлинга с мотором объёмом 1,6 л.
Поскольку машины строго переднеприводные, то тут никаких особых уязвимых узлов найти нельзя. Поэтому постараемся придраться.
Hyundai Solaris Hatchback ‘2011–14
Например, мог бы быть повыше ресурс ШРУСов. На машинах с моторами 1,6 л они ходят до появления посторонних звуков и вибрации порядка 150-180 тысяч километров. Номинально меняются приводы только в сборе, но на практике к ним есть отдельно все шарниры, и наружные, и внутренние. Причем по очень щадящим ценам — порядка 1 500 рублей за шарнир. Впрочем, взять целиком привод в сборе может оказаться выгоднее: всего около 10 тысяч рублей — и у вас полностью новая заводская деталь. Тем более что шлицы на валу слабоваты, а сама труба тонкая и на возрастных машинах может иметь отклонения в геометрии, что порождает сложно диагностируемые вибрации.
Пятиступенчатые коробки неплохо выдерживают момент мотора 1,4 л, особенно у спокойных водителей, а вот с мотором 1,6 л ресурс коробки может быть «до первого отжига». Значительная часть владельцев сталкивается с повышением шумности этой МКПП после пробега в 100-120 тысяч километров. Если игнорировать необходимость переборки, то вскоре остатки валов и подшипников попадут или под ось сателлитов дифференциала, или между корпусом коробки и шестерней главной передачи. И это закончится печально. Например, разрушением корпуса коробки, утечкой масла и заменой всей коробки. Кстати, у этой механики были проблемы с сальниками, так что за уровнем масла нужно серьезно следить.
К счастью, ремонт сравнительно недорог, и на начальной стадии можно успеть заменить только уплотнения, подшипники и кольца синхронизаторов и обеспечить еще как минимум сотню тысяч беспроблемного пробега. Но если коробка сломалась, то лучше поставить шестиступку. Она крепче, а ее установка не требует замены ни кулисы, ни стартера и приводов. Совместимость у них идеальная.
Шестиступенчатая механика M6CF1 заметно прочнее, ломается куда реже, и её можно поставить даже с 1,4-литровым мотором. Передаточные числа не так уж растянуты, так что на 3 000 оборотах на шестой передаче машина будет ехать со скоростью всего лишь 110-115 километров в час.
К сожалению, склонность к течам масла у шестиступенчатой коробки осталась, поэтому проверять уровень и заменять масло тут тоже лучше регулярно.
Автоматические коробки в целом надежны. Особенно четырёхступенчатая A4CF1, которая вполне могла пройти 200 тысяч даже без замены масла. Это слегка переработанные агрегаты Mitsubishi серии F4A42, произведенные уже в Корее.
Конструкция консервативна, программное обеспечение тоже, так что вместе с надежностью, к сожалению, владелец получит еще неважную динамику с высоким расходом топлива.
Основные проблемы связаны с износом соленоидов гидроблока при длительной эксплуатации на грязном масле. Перегревами коробка не страдает, а вот мелкие электрические неприятности вполне возможны: проводка тут нежная и очень не любит эксплуатации при повышенной температуре. При покупке машины с пробегами порядка 180-200 тысяч к состоянию АКПП нужно уже присматриваться тщательно: неухоженный агрегат вскоре потребует ремонта. Коробка, которой повезло с щадящей эксплуатацией и регулярной заменой масла, может проехать еще 100-150 тысяч километров. Верхний предел конструкции по ресурсу планетарной передачи находится в районе 350-400 тысяч километров.
Промежуточный ремонт при пробегах порядка 200-250 тысяч километров обычно не слишком дорог, если только коробку не убивали целенаправленно. В основном он ограничивается заменой грубеюших поршней, колец и сальников, чисткой гидроблока и заменой части соленоидов. Иногда требуется ревизия пакетов, особенно на машинах с мотором 1,6 л.
Шестиступенчатая АКПП куда нежнее, что особенно заметно на фоне неприхотливой четырехступки. Регулярная замена масла или даже установка внешнего фильтра — обязательное условие для достижения ею пробегов в 200 тысяч в относительно живом состоянии. Причем «регулярно» означает в данном случае не реже, чем раз в 40 тысяч километров, а лучше еще чаще. Масло коробка загрязняет интенсивно, греется масло тоже хорошо.
Износ накладок блокировки ГДТ часто встречается на машинах активных водителей: уже после 150 тысяч пробега они могут оказаться изношены в ноль, чем вызывается лавинообразное загрязнение масла продуктами разрушения клеевого слоя.
При таком же пробеге у водителей более аккуратных, но пренебрегающих заменами масла, начинаются проблемы с загрязнением гидроблока и выходом из строя соленоидов. В первую очередь — регулятора линейного давления и блокировки. При сочетании негативных факторов проблемы начинаются еще раньше, часто при пробегах менее сотни тысяч.
У этого автомата есть и несколько «детских болезней». В частности, разрушение пакета underdrive brake, вызванное выкручиванием болтов крепления хаба. При ремонте этот узел собирают на фиксатор резьбы, но на заводе до 2013 года этого не делали.
Из-за повышенной нагрузки или из-за падения давления с гидроблока иногда горят пакеты 3-5/R и 2-6. Из-за работы с грязным маслом и износа уплотнительных колец часто теряет давление пакет overdrive.
В целом некоторое преимущество в динамике у машин с этим автоматом изрядно омрачается снижением общего ресурса и значительно более высокими требованиями к обслуживанию. Коробка требует частой замены масла и очень благосклонно относится к установке внешнего радиатора и внешнего маслофильтра, что позволяет заметно уменьшить количество проблем со стороны гидроблока. И чем позже выпущена машина с ней, тем лучше — эта АКПП постоянно дорабатывалась в процессе производства. В случае появления проблем не стоит покупать “бэушные” коробки с машин 2010-2013 годов выпуска: лучше отремонтировать свою коробку более позднего периода.
Моторы
Двигателей на Solaris ставили всего два. Оба мотора относятся к серии Gamma, и по конструкции они практически идентичны. Мотор объёмом 1,6 л — это G4FC, а мотор 1,4 л называется G4FA. Они отличаются лишь ходом поршня, коленвалом, шатунами и поршнями. Блоки полностью одинаковы — алюминиевые с сухими чугунными гильзами и с диаметром цилиндра 77 мм. На Solaris первого поколения устанавливали вариант мотора только с одним фазовращателем.
Привод ГРМ цепной, и ресурс у цепи невыдающийся — порядка 120-150 тысяч. Но зато и цена замены немногим больше, чем у ремня.
Помимо некоторой экономии на материалах системы охлаждения и электрики мотора — в частности, модулей зажигания и вентилятора радиатора, нареканий эти моторы не вызывают. Производитель честно заявляет, что двигатель пройдет 180 тысяч километров. К сожалению или к счастью, смотря при каком пробеге вы машину покупаете, это правда. До 150-180 тысяч моторы ведут себя очень хорошо, стуки и вибрации после сотни тысяч чаще всего связаны с нарушением зазоров клапанов и старением ГРМ. Существует не нулевая вероятность течи масла по задней крышке двигателя из-за слабеющей посадки заглушки маслоканала, но это обычно случается в гарантийный период. Симптомы схожи с течью заднего сальника коленвала, но в отличии от его поломки являются гарантийной поломкой вплоть до возраста в 5 лет.
Если мотор не перегревать, небольшой расход масла появляется только после ста тысяч пробега. Но уже после 150 расход масла начинает расти, и после 180-200 мотор отправляется на “капиталку”. Казалось бы, тут стоят чугунные гильзы, вполне надежные на большинстве моторов. Но не вссё так просто.
В этом случае износ колец и поршней достигает уже очень серьезных значений. На нагруженной стенке цилиндра обычно появляются задиры, начинает расти характерный стук.
Ремонт осложняется тем, что поршни ремонтных размеров на эти моторы отсутствуют. Можно заказать ковку или литье отечественного производства, но их качество часто вызывает сомнения. Потому основным способом ремонта моторов серии Gamma остается установка тонкостенной чугунной гильзы.
Вопреки легенде, тут с завода нет никакого алюсила, просто оригинальная гильза залита в блок, и ее край сверху не видно. Кстати, если вовремя удалить или заменить катализатор, то ресурс поршневой группы составит более 300 тысяч километров. Правда, задиры возможны и с исправным катализатором.
В этом случае причина обычно кроется в отсутствии должного прогрева перед нагрузочным режимом. Зимой мотор нужно греть обязательно, причём чуть дольше, чем типичные современные двигатели. Хотя бы минут пять. И нагрузки до полного прогрева не давать вообще, передвигаться «шепотом». Летом просто нужно взять за правило греться до двух-трех минут и опять же первые несколько километров двигаться аккуратно и плавно. У «лихачей» случались задиры уже при пробегах менее 50 тысяч, так что это довольно серьезная проблема, связанная с уменьшенными зазорами поршневой.
Помимо почти неизбежных задиров, мелких электрических проблем и течей системы охлаждения после 150 тысяч пробега, нужно ожидать износа подвески моторов, ухудшения работы дросселя и появление подсосов на впуске.
При небольших пробегах моторы достаточно надежны, а при интенсивной работе, например, в такси, они могут пройти до 400 тысяч километров без ремонтов и даже без замены катализатора.
Выводы
Помимо неизбежных последствий удешевления конструкции, претензий к Солярису нет. Да, управляемость в любом случае неидеальна, нужно соблюдать осторожность и не путать машину со спорткаром, но надежность в период гарантии очень высокая.
На машинах возрастом менее пяти лет и с большими пробегами мотор держится стойко, а из коробок передач чаще подводит самая простая пятиступенчатая механика.
Кузов доставляет минимум хлопот, хотя и имеет достаточно много потенциально уязвимых точек.
Если взять относительно живой экземпляр и не полениться обработать кузов, то всё будет хорошо еще долго. Машина старается быть недорогой в обслуживании и практичной, и у неё это хорошо получается. Но всегда нужно помнить про задиры, масло в коробке и коцки на кузове.
Благодаря относительно низкой стоимости, симпатичному внешнему виду и неплохим ездовым характеристикам Solaris быстро набрал популярность еще на старте продаж — два года подряд он возглавлял топ продаж среди иномарок. При этом и на вторичном рынке это тоже одна из самых ликвидных машин, а количество предложений только в Москве и Московской области переваливает за тысячу.
Хоть и не являюсь ярым поклонником, но объективности ради скажу, что Solaris — одновременно простой и функциональный автомобиль. К тому же он не имеет особых проблем с ремонтом или дорогостоящей заменой деталей, поэтому крайне популярен в России на «вторичке».
Около 40% предложений продаются с двигателем 1,6 и автоматом. Вторая по популярности модификация — с мотором 1,6 на механике. Автомобили с последним мотором легче и быстрее продаются, как показывает практика в Automama. Традиционно седаны пользуются бОльшим спросом, нежели хэтчбеки, которые встречаются не так часто (по моим наблюдениям, на 1 хэтчбек приходится примерно 5 седанов). Зато среди хэтчбеков риск нарваться на машину после такси в разы меньше.
Основные проблемы при выборе и покупке такого популярного «корейца» — большое количество перекупщиков и автомобилей после некачественного ремонта в «камуфляже» а-ля конь в яблоках. А предложения стоимостью до 400 тысяч рублей рассматривать вообще не стоит — они поголовно использовались в такси, имеют сомнительную историю или участвовали в ДТП. Кстати, известны случаи, когда даже известные официальные дилеры реализовывали машины из такси под видом автомобилей от частных владельцев.